Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов"



КГОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»



Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку



Тема: «Личные окончания глаголов».







Учитель русского языка

Анахасян А.В.







г. Рубцовск, 2015г.



Цель урока:

  1. Продолжить работу по формированию правильного написания личных окончаний глаголов.





Задачи урока:

1. Обобщить знания по морфологии глагола и его формам.

2. Совершенствовать орфографические навыки.

3. Повторить способы словообразовательного разбора глаголов.

4. Формировать навыки самостоятельной активности и индивидуального контроля при работе по карточкам.



























План урока.



  1. Орг. момент.

  2. Словарный диктант с взаимопроверкой.

(Выборочные словосочетания с орфограммами №15 – «Буквы И-Ы после Ц»; орфограмма №18- «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»; орфограммы №6, №8, №9, №20, №22, №23, №47.

Виртуозное исполнение пьесы, черная тушь, скрипучие половицы, сэкономить ресурсы, жёлтые жёлуди, специфика электростанции, почётный пьедестал, тяжёлый ожог, предолимпийские состязания, растопыренные пальцы, мельничный жёрнов, аэрофотосъёмка местности, парчовая скатерть, отутюжить платье, непредвиденная ночёвка, безыскусный рассказ, выжженный солнцем, непреодолимый барьер, окраинные трущобы, трёхъярусный театральный зал, чопорный человек, двухэтажный коттедж, предыстория традиций, превосходный танцор.

3. Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы:

1. Что называется глаголом?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


2. Какого вида бывают глаголы?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – что сделать?

Сварить (что сделать?)- соверш. Варить (Что делать?) – несоверш.


Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Взять пилу (взял её) – не взял пилы (не взял её)

3.Какие глаголы называются переходными, а какие- непереходными?


4. Назовите наклонения глагола?

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.


Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: создаю, создавал, буду создавать, создам, создал, создам.




Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Глаголы в условном наклоненииобразуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса –Л- и частицы БЫ (Б): Вылечить (неопр. Ф.) – вылечил бы (условн. наклон.)



Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить: учить – учи – научи и т.д.


Каким членом предложения является глагол?

В предложении глагол является сказуемым: Я пошёл на рыбалку.



4. Повторение и углубленное изучение темы «Морфология глагола и его форм». (Личные окончания глагола).

Личные окончания глаголов.

Правила.

1. К глаголам II спряжения относятся глаголы на –ить в инфинитиве (строить – строят), кроме глаголов брить и зиждиться, и следующие 11 глаголов: гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, дышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть, а также производные от них. Остальные глаголы относятся к I спряжению: реять – реют, полоть - полют, мыть – моют.

Глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени, личные формы образуются только от глагола стлать (I спряжение).

2. Переходные глаголы с приставкой ОБЕЗ- имеют в инфинитиве и прошедшем времени суффикс –И- (обессилить кого – либо ) , а непереходные- суффиксЕ- (обессилеть самому)



5. Закрепление умений и навыков.

Работа с текстом.

Спищите, расставьте пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы.

. В каком предложениивыражена основная мысль текста?

. оправдано ли повторение местоимения в тексте? Почему?

Тракторист сейчас дела…т в деревн.. всё самое главное.

Он паш…т се…т стро..т. Он жнёт кос..т и расчищ..т новые земли под поля. Он пол..вод и животновод, он заготавлива..т корма подвоз..т их.

(Не) обойтись нынче на селе без тракториста!

6. Работа с учебником.

Упражнения № 246 (стр. 108); № 247 (стр.108). Дополнительно упражнение № 248 ч. 1-2 (стр. 1108-109).

Упражнение № 246.

Переписать, расставить знаки препинания. Глаголы ставьте во 2-м и 3-м лице единственного числа. Расскажите как проверить:

  1. написание безударных личных окончаний глагола;

  2. написание в глаголах -тся или –ться:

а) во 2-м лице

1) (Вспахать) в срок (посеять) в срок урожай будет высок. /Вспашешь в срок, посеешь в срок- урожай будет высок/.

2) Весной часом (отстать) днём не (догнать). / Весной часом отстанешь – днём не догонишь/.

3) ( Упустить) минуту (потерять) часы. /Упустишь минуту – потеряешь часы/.

б) в 3-м лице

1) Кто не ( любить) критики тот не (хотеть) исправи(т, ть) ся. / Кто не любит критики, тот не хочет исправиться/.

2) Добрый жернов всё (смолоть). / Добрый жернов всё смелет./

3) Как верёвочка ( н..) (виться) а кончику быть. / Как верёвочка ни вейся, кончику быть/.

4.Пока больной (дышать) он (надеяться). /Пока больной дышит, он надеется/.

Упражнение № 247. Индивидуальная работа с текстом по карточкам (4 человека).

Текст.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что было, то вид..м что буд..т, то увидим. 2. Где стро..шь тут и ро..шь. 3. Не по словам суд..т а по делам. 4. Работа и корм..т и уч..т. 5. Конь вырв..тся – догон..шь а слова сказанного (н..) ворот..шь. 6. Бездонной кадки водою (н..) наполн..шь. 7. Пожале..шь лычка – (н..) увяж..шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел..т. 9. Правда глаза кол..т. 10. Потерянного времени не ворот..шь. 11. Одной рукой и узла не завяж..шь. 12. Пашню паш..т руками не маш..т. 13. Ноги нос..т а руки корм..т. 14. Скаж..шь – не ворот..шь напиш..шь –( н..) сотр..шь отруб..шь – (н..) пристав..шь. 15. Словами что листьями стел..шь а стеблем в глаза кол..шь.



  1. Что было, то видим, что будет, то увидим. 2. Где строишь, тут и роешь. 3. не по словам судя, а по делам. 4. Работа и кормит и учит. 5. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. 6. Бездонной кадки водою не наполнишь. 7. Пожалеешь лычка – не увяжешь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мелит. 9. Правда глаза колет. 10. Потерянного времени не воротишь. 11. Одной рукой и узла не завяжешь. 12. Пашню пашут – руками не машут. 13. Ноги носят, а руки кормят. 14. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь. 15. Словами, что листьями, стелешь, а стеблем в глаза колешь.





Упражнение № 247.

Прочитайте. Укажите, каким способом образованы выделенные глаголы. Перепишите. Укажите грамматическое значение каждого словосочетания.

Перечитать реферат - пере_ читать; выписать цитаты – вы_ писать;

засеять поле пшеницей – за_ сеять; преувеличивать опасность – пре_ увелч_ ива_ ть; экзаменовать студента – экзамен_ ова_ ть; чувствовать усталость – чувств_ ова_ ть; участвовать в спартакиаде – участ_в_ова_ ть; чествовать победителей – чест _ в_ ова_ ть; телеграфировать родителям – телеграф _ ирова _ ть; охнуть от боли – ох _ н_ уть; приплясывать от радости – при_ пляс_ ыва_ть; удвоить усилия – у_дв_и_ть;

7. Итог урока.

Оценивание ответов учащихся.

9. Домашнее задание.

Упражнение № 250 стр. 109.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ