Конспект урока на тему «Организация коррекционно-логопедической помощи слепым и слабовидящим дошкольникам»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»
города Набережные Челны
Конспект урока на тему
«Организация коррекционно-логопедической помощи слепым и слабовидящим дошкольникам»
подготовила
учитель-логопед
Забалуева Елена Викторовна
г. Набережные Челны 2014
Развитие речи для детей с нарушением зрения имеет огромное компенсаторное и социальное значение. Речь для этих детей является ведущим средством познания действительности.
Особенности развития речи у детей с дефектами зрения своеобразны. Вместе со зрительным дефектом они могут привести к неподготовленности детей к обучению в школе. Вот почему такое важное место в процессе дошкольного обучения и воспитания детей с нарушением зрения принадлежит развитию речи.
Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей осуществляется силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Логопедические занятия дифференцируются с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.
По степени выраженности речевых нарушений выделяют 4 уровня сформированности речи у детей этой категории – от единичных нарушений звукопроизношения до системных нарушений, при которых имеются расстройства речи как целостной системы и совместное нарушение ее ведущих компонентов. Отметим особенности проявлений речевых нарушений у детей со зрительной патологией, а так же методы их преодоления.
Овладение фонетической стороной речи, т.е. формирование фонематического слуха и механизмы звукопроизношения у детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. Если развитие фонематического слуха протекает у них идентично с нормально видящими детьми, то формирование речедвигательных навыков (артикуляции звуков) существенно страдает. Это связано с тем, что ребенок с потерей или нарушением зрения не видит или слабо различает артикуляционные движения. Для детей характерны главным образом искажения звукопроизношения, а не замены. В связи с этим большое внимание уделяется работе по выработке правильной артикуляции. При организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков. Материал для закрепления поставленных звуков подбирается с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.
Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико-грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен, характерно ошибочное выделение несущественных признаков, а также проявление излишней вербализации (у ребенка недостаточный запас слов, но он может говорить о желтых листьях, блестящем снеге и т. д.). Задачей логопеда, тифлопедагога, воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок (лучше соблюдать данную последовательность в подаче материала).
Так как, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения целостное восприятие крупного предмета невозможно, то берутся небольшие картинки с чёткими контурами и без лишней детализации.
Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций). Например. При монокулярном зрении не воспринимается глубина пространства, объёма, соотношения между предметами, а значит построить фразу: «Дом с зелёной крышей выше дома с синей крышей» ребёнок не сможет.
Для коррекции этих нарушений логопеду так же необходимо обогатить опыт детей. При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.
Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, неверное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.
Занятия по развитию связной речи логопед планирует в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказе), наводящими вопросами подводит к установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даёт возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.
Целесообразно применение имеющихся методик развития связной речи: ТкаченкоТ.А. Составление описательного рассказа с использование схемы, Мурашковска И.Н. «Картинка без запинки» (методика рассказа по картинке) и другие.
Обучение грамоте по системе Брайля логопед не проводит, его осуществляет учитель в начальной школе. Логопед может подготовить моторику рук к этому процессу.
При обучении грамоте необходимо строго соблюдать офтальмо-гигиенические требования, учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращать объём и время работы. Для детей с низкой остротой зрения используются тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой.
При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал для звукового анализа можно заменить: гласные - круг, твёрдые согласные - квадрат, мягкие согласные – «рамка». Это так же приемлемо для детей с нарушением цветовосприятия.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей, в повседневной жизни. Однако формирование речи на специальных занятиях является главной задачей. При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения. Зная состояние зрения ребенка, педагог подбирает дидактический материал соответствующей величины, интенсивности окраски, объемности. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми проводится главным образом в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Большое внимание уделяется развитию сохранных анализаторов (слух, обоняние, осязание) Проводятся игры на развитие слухового, тактильного восприятия, ориентировке в пространстве.
Сохранение имеющего зрения – важнейшая задача педагогов, работающих с детьми со зрительными патологиями. Это применение специального наглядного материала, контроль зрительной нагрузки. При изготовлении пособий необходимо применять красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета и их оттенки, т.к. они активно воздействуют на сетчатку глаза.
Предметные картинки, используемые на занятиях с детьми с низкой остротой зрения, должны иметь четкое изображение формы предмета и яркий колорит. Предметный демонстрационный материал должен быть крупных размеров (15-20 см). Детям с остротой зрения от 0.01 до 0.3 рекомендуется давать раздаточный материал с изображением от 3 см и более, с остротой зрения 0.4 и выше - 2 см. Работа с таким раздаточным материалом будет способствовать повышению остроты зрения.
При этом не исключается возможность применения наглядных готовых пособий, которые отвечают особенностям зрительного восприятия детей. В качестве демонстрационного и раздаточного материала можно использовать объемные игрушки. Объемный демонстрационный материал должен быть крупным яркой расцветки, а раздаточный - 2-3 размеров (от 2 до 5 см), чтобы можно было обеспечить им всех детей в зависимости от остроты зрения.
Для слепых применяются наглядные пособия, которые дети могут познавать главным образом с помощью осязания. К ним относятся природные объекты, чучела, муляжи, макеты, рельефные глобусы, карты, рисунки, чертежи и схемы.
Слабовидящим детям демонстрационный материал следует показывать на контрастном фоне, раздаточный нужно располагать на специальной подставке так, чтобы он находился на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка.
В целях профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней детям необходим периодический отдых. Это физминутки, разного вида релаксации, а так же гимнастики для глаз: пальминг, моргание, «прохождение по лабиринту» глазками и т.д.
Таким образом, правильная организация коррекционно-логопедической помощи слепым и слабовидящим дошкольникам способствует коррекции речевых нарушений, предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи).
Список использованной литературы
Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. // “Дефектология“ № 5 – 1982.
Логопедия/ Под. ред. Л.С. Волковой. М.: “Просвещение“-1995 г.
Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: “Экзамен“, 2006.
Обучение и воспитания дошкольников с нарушением зрения./Под ред. Т.В.Снегирёва. М.: “Просвещение“- 1998 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Плаксиной Л.И.. – М.: “Просвещение“-1997.
Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. – М.: ГороД, - 1998.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ