Конспект урока на тему "Письмо. Виды писем: художественное и дружеское"
Тема: Письмо. Виды писем: художественное и дружеское.
Цели: систематизировать представления учащихся об эпистолярном жанре- письме;
Выявить жанровые особенности художественного и дружеского письма;
Формировать практические навыки написания письма;
Воспитывать культуру письменного общения.
Виды работы: беседа по теоретическому материалу; анализ жанрового своеобразия видов писем; творческая работа учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с кинофильмом «Три мушкетёра. Двадцать лет спустя.», слайды.
…письмо же пишется и
посылается как подарок.
Грамматик Артемон.
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим об эпистолярном жанре художественного стиля. Выявим жанровые особенности художественного письма и дружеского послания, будем развивать культуру письменного общения.
Вступительная беседа.
Мировая культура располагает колоссальным эпистолярным наследием, которое помогает проникнуть в мир различных эпох.
Так то в пьесе, то в фильме найденное или похищенное письмо раскрывает тайну исходного события; то гоголевский Поприщин в «Записках сумашедшего» узнаёт много нового о самом себе из переписки двух собак; то поэты сравнивают своё творчество с «письмом в бутылке», ждущим своей встречи с потомками.
О самом письме, как о жанре, знали уже в глубокой древности. Так в древнегреческом риторическом сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи». (слайд 1)
4.Работа с текстами (письмами) художественного произведения.
- Начнём с одного конкретного письма. (учитель читает письмо)
«Любезный Атос, я согласен ,раз этого настояте-
льно требует ваше здоровье, предоставить вам отдых на 2недели. Можно ехать на воды в Форж или на любые другие, по вашему усмотрению. Поскорее поправляйтесь.
Благосклонный к вам Тревиль.»
-Какой вывод можно сделать, прочитав это письмо? (Перу чьёго персонажа оно принадлежит, герои, время и место события).
-В каких словах письма заключается отражение речевого этикета?
- Выясним, правильно ли составлено письмо героем произведения?
- Выполнил ли он необходимые требования к написанию писем?
-Во-первых, что такое письмо?
(обобщаются ответы учащихся)
Письмо-вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, фельетон, стихотворное послание. (слайд2)
- Грамматик Артемон назвал письма «половиной диалога». Почему?
-При этом отмечалось , что «письмо нуждается в более тщательной обработке, чем диалог».
До 19 века выделялся 21 вид письма среди них: жалобные, нравоучительные, купеческие, поздравительные, деловые…
-Определите, к какому виду писем относится следующее письмо? (слайд3)
Его Высокопреосвященству
Монсеньору кардиналу де
Ришелье, в лагерь под Ла-
Рошелью.
Вы можете быть спокойны, ваше высокопреосвященство: его светлость герцог Бекингем не поедет во Францию.
Миледи.
Булонь, 25 августа.
Р. Согласно желанию вашего высокопреосвященства, я направляюсь в Бетюн, в монастырь кармелиток,где буду ждать ваших приказаний.
-Конечно, это деловое письмо.
-Кроме того оно является определённым звеном в развитии сюжета романа Дюма « Три мушкетёра» и является одним из средств реализации авторского замысла.
-Что , с точки зрения оформления писем, объединяет эти два послания?
В 18-19 веках существовали письмовики, которые представляли собой своего рода рекомендации по составлению писем. (слайд4)
Памятка.
Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым -если равному, надменным -если подчинённому, неряшливо написанным- если учёному, невнимательно составленным -если неучёному, пусть не будет оно состоять из избитых выражений, если пишется близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…Предисловия и подписи должны быть сообразны со степенью близости и важности.
(памятка раздаётся учащимся)
-Ещё одно письмо , принадлежащее персонажу романа, но «двадцать лет спустя». Обратите внимание на то, как адресат понимает и воспринимает намёки, недоговорённости, как реагирует на каждую фразу. (диск с фрагментом фильма « Три мушкетёра. Двадцать лет спустя». Д Артеньян читает письмо своему другу Партосу.)
« Дорогой д Артеньян, быть может, я в последний раз шлю вам весть о себе. Нам с Арамисом очень не повезло, но бог, мужество и воспоминание о нашей дружбе поддерживают нас. Позаботьтесь о Рауле. Поручаю вам бумаги, которые находятся в Бауа, и если через два месяца вы не получите от меня известий, ознакомьтесь с их содержанием.
Обнимите виконта от всего сердца за вашего преданного друга Атоса….
-К какому виду писем относится послание Атоса? (дружеское)
5.Определение видов писем.
-Выявим черты дружеского письма. (вместе с учащимися)
1. Наличие эпистолярных элементов ( обращения, подпись, дата);
2. мозаичность структуры;
3.раскованность, свобода речи;
4. особенность речевого этикета;
-Кроме всего этого, все речевые средства употребляются с таким расчетом, что адресат не только понимает намёки, но и адекватно реагирует на каждую фразу. ВЫ это заметили во фрагменте фильма.
-Конечно, это письмо дружеское, но и в то же время оно принадлежит художественному произведению, значит, мы можем говорить о единстве дружеского письма и художественного. Но это сходство писем разных видов обнаруживается только в их структурной организации.
Художественное письмо воспроизводит не только стилистику дружеского письма, его структуру, но и столь свойственные эпистолярному жанру ощущение личности пишущего, индивидуальность восприятия и осмысления действительности
Художественное письмо создаёт настолько сильную иллюзию дружеского письма, что иногда требуется специальное исследование. Однако, дружеское письмо и художественное отличаются друг от друга.
6. Работа с таблицей.
---Рассмотрим таблицу: (слайд 6) Виды писем:
дружеское
художественное
1.конкретные и нетиповые ситуации;
1.выполняет эстетическую функцию;
2.автобиографизм;
2.сообщает читателю авторское видение мира;
3.адресат и адресант-конкретные языковые личности;
3.адресат и адресант -вымышленные образы;
4.письмо не рассчитано на публикацию;
4.ориентировано на массового читателя;
5.Личный контакт, обмен информацией;
5.эмоциональное воздействие на адресата;
6.обобщает и типизирует действительность;
7. -Вывод: дружеское письмо и художественное письмо- разные виды писем. Письма, использованные в художественном произведении, имеют свои задачи и цели, отличные от целей и задач реального дружеского письма.
8.Творческая работа
Учитывая все эти особенности эпистолярного жанра, напишите письмо своему другу. «Однажды со мной произошло..»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ