Конспект урока на тему "Разряды частиц. Модальные частицы"
Тема: Разряды частиц.Модальные частицы
Цель: Продолжить знакомство с разрядами частиц, показать разнообразие и функции модальных частиц, научить находить их в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Работа над упражнением № 447
- Какие формообразующие частицы использованы в тексте?
- Каково лексическое значение выделенных слов?
- Объясните, как вы понимаете смысл третьего предложения.
III. Лингвистическая разминка
Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.
В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.
Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.
А.Пушкин писал:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
- Запишите строчки из стихотворения А.С. Пушкина. Найдите в них служебные части речи. Запишите их.
(Проверка: бы (б), ни, всё, же)
- К какой служебной части речи вы их отнесете? (К частицам)
- Правильно. Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы продолжим изучать частицы.
- С каким разрядом частиц мы уже знакомы? (Формообразующие частицы)
- для чего служат формообразующие частицы? (служат для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного и наречия)
IV. Повторение изученного
1. Запись предложений под диктовку с последующим анализом
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!
Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».
Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.
Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
V. Изучение новой темы «Модальные частицы»
1. Слово учителя.
Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно определить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».
Сегодня коснемся лишь некоторых значений модальных частиц.
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника — с. 208, упр.448
3. Беседа по вопросам.
— Какова роль модальных частиц?
— Что выражают модальные частицы?
— В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы?
VI. Закрепление изученного
1. Работа по вариантам
- Работать будем по вариантам. 1 вариант – 1 текст, 2 вариант – 2 текст.
Прочитайте выразительно два отрывка из сказки. Из какой это сказки? (“Сказка о золотом петушке”). Найдите все частицы.
1)...Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда (даже) плакал царь Дадон,
Инда (даже) забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка...
2)...Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр...
- Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. (Вызывается по одному учащемуся с 1 и со 2 варианта к доске. Работа за закрытой доской).
Проверка:
Отрицательная частица: не (1 в. и 2 в.)
Восклицательная: что и (1в.), что за (2в.)
Усилительная: инда (даже), и (1в.), уж (2в.)
Указательная: вот ((1 в. и 2 в.)
2. Работа у доски
На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами.
1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)
Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.
3. Работа с учебником (самостоятельно)
- Выполнение упражнения 449. Выписать частицы, выполнить морфологический разбор частиц по плану на стр. 210
VII. Творческая работа.
Придумайте предложение или текст ( можно в стихах), используя частицы на тему « Пусть будет мир на всей планете!»
VIII. Подведение итогов урока.
— Что изучали?
— Что такое частица?
— Какова роль модальных частиц в тексте?
Выставление и комментирование оценок.
V. Домашнее задание.
Выполнить упражнение 450
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ