Конспект урока на тему "СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ"


Тема: СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цель деятельности учителя: создать условия для осмысления учащимися взаи­мосвязи языка и речи, процесса рождения речи через восприятие образного решения худож­ником.

Планируемые результаты: личностные: проявляют внимательное отношение к использо­ванию слова в художественной речи; демонстрируют уважительное отношение и интерес к ху­дожественным произведениям; метапредметные: регулятивные - научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения; получат возможность научиться находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова; коммуникативные - научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  • Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

На доске:

Ученье без уменья не польза, а беда.

  • Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?

  • Рассмотрите запись. Определите принцип, по которому составлено слово в скобках. По та­кому же принципу составьте слово из слов второй строчки.

волк (Волга) гадюка слон ? ворона (слово)

  • Сегодня на уроке рассмотрим роль слова в предложении.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Доскажи!».

  • Давайте вспомним, как устроен язык, выполнив упражнение 1. (Из звуков или букв об­разуются ... (слова), из слов образуется ... (предложение).

  • А что может получиться из нескольких предложений? (Текст.) А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?

  1. Работа по учебнику.

Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окру­жающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова-знаки, которыми мы " их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки-фразы. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и форми­ровании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универ­сального кода - языка.

  • Прочитайте текст вупражнении 2. Почему автор считает слово главным в нашей речи?

сущ- Сущ. су|1|. сущ.

(Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого

сущ.

предмета.)

  • Прочитайте предложения вупражнении 3. Найдите загадки, отгадайте их. (2. Снежинки. 3. Зима.) Какие образные слова и сравнения использованы при описании снега? (Снежинки, как белые мухи. Летают, словно пух. Зима, как лебедь белая.)

пр. сущ.

  • Прочитайте поэтическую зарисовку С. Я. Маршака в упражнении 4. (До бровей

гл. сущ. прт. сущ

накрылись шапками низкие дома.)

  • Рассмотрите сюжетную картинку на доске. Что вы видите? Назовите. Что вы употребили для названия увиденных предметов? (Слова.) Теперь скажите, что делают люди, животные. (Кни­га лежит на столе. Птица сидит на дереве.) Что вы составили? (Предложения.) Как вы думаете, когда была выражена законченная мысль: при выборе слов или при составлении предложений?

Вывод: слово служит названием предмета, признака, действия, количества, состояния; предложение выражает законченную мысль.

  1. Рефлексия деятельности.

  • Что ценного вы узнали на уроке? Что вам поможет в жизни?

  • Что у вас сегодня получилось лучше всего? В чём испытали затруднения? Как бы оценили своё настроение после урока?


1


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ