Конспект урока на тему "СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ"
Тема: СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цель деятельности учителя: создать условия для осмысления учащимися взаимосвязи языка и речи, процесса рождения речи через восприятие образного решения художником.
Планируемые результаты: личностные: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи; демонстрируют уважительное отношение и интерес к художественным произведениям; метапредметные: регулятивные - научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные - научатся обнаруживать главное в сообщении и в структурных частях предложения; получат возможность научиться находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова; коммуникативные - научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся осознавать слово как главное средство языка.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
На доске:
Ученье без уменья не польза, а беда.
Как вы понимаете данное высказывание? Вы с ним согласны?
Рассмотрите запись. Определите принцип, по которому составлено слово в скобках. По такому же принципу составьте слово из слов второй строчки.
волк (Волга) гадюка слон ? ворона (слово)
Сегодня на уроке рассмотрим роль слова в предложении.
Актуализация знаний.
•Игра «Доскажи!».
Давайте вспомним, как устроен язык, выполнив упражнение 1. (Из звуков или букв образуются ... (слова), из слов образуется ... (предложение).
А что может получиться из нескольких предложений? (Текст.) А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?
Работа по учебнику.
Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова-знаки, которыми мы " их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки-фразы. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
Прочитайте текст вупражнении 2. Почему автор считает слово главным в нашей речи?
сущ- Сущ. су|1|. сущ.
(Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого
сущ.
предмета.)
Прочитайте предложения вупражнении 3. Найдите загадки, отгадайте их. (2. Снежинки. 3. Зима.) Какие образные слова и сравнения использованы при описании снега? (Снежинки, как белые мухи. Летают, словно пух. Зима, как лебедь белая.)
пр. сущ.
Прочитайте поэтическую зарисовку С. Я. Маршака в упражнении 4. (До бровей
гл. сущ. прт. сущ
накрылись шапками низкие дома.)
Рассмотрите сюжетную картинку на доске. Что вы видите? Назовите. Что вы употребили для названия увиденных предметов? (Слова.) Теперь скажите, что делают люди, животные. (Книга лежит на столе. Птица сидит на дереве.) Что вы составили? (Предложения.) Как вы думаете, когда была выражена законченная мысль: при выборе слов или при составлении предложений?
Вывод: слово служит названием предмета, признака, действия, количества, состояния; предложение выражает законченную мысль.
Рефлексия деятельности.
Что ценного вы узнали на уроке? Что вам поможет в жизни?
Что у вас сегодня получилось лучше всего? В чём испытали затруднения? Как бы оценили своё настроение после урока?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ