Конспект урока на тему "Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква"









Урок обучения грамоте по программе

«Школа 2100».

Тема:

«Согласные звуки [ф], [ф'].

Строчная буква ф













г-к Кисловодск



Тема: «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф


Цель: познакомить учащихся с буквой ф, со звуками [ф], [ф'], учить писать строчную букву ф.

Задачи:

  1. развивать мелкую моторику руки,

  2. умение видеть орфограммы в словах,

  3. внимание, память, воображение;

3) воспитывать аккуратность, любовь к природе, дружбу.


Оборудование: учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев, пропись «Мои волшебные пальчики» под ред. О.В.Прониной, интерактивная доска, таблица Н.А.Зайцева, индивидуальные таблички с буквами Потаповой, предметные картинки.


  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    1. Чтение учащимися рассказа на с. 138-139 «Площадка молодняка».

    2. Выделение суффиксов –ат, -ят в словах, обозначающих детенышей (медвежата, волчата, щенята, тигрята, котята).

  2. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.

    1. Подготовительная работа. Актуализация знаний.

Из чего состоит наша устная речь? (Из звуков)

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки в слове? (Ударные и безударные)

- На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие и глухие)

- Каким бывает согласный звук в слове? (Твердым и мягким)

2. Речевая разминка.

Хором учащиеся повторяют за учителем чистоговорки:

- Фа – фа – фа ноты учит детвора.

- Фе – фе – фе отдыхали на софе.

- Ребята, а что такое софа? (Вид раскладного дивана).

- При произношении слога фа, какой звук слышали вначале? (Звук [ф])

- А какой звук слышали вначале слога фе? (Звук [ф']).

III. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с новым звуком и буквой.

1) - Давайте понаблюдаем за звуками [ф], [ф'] по таблице Н.А.Зайцева.

- Придумайте слова, начинающиеся на твердый согласный [ф].

- А теперь придумайте слова, начинающиеся на мягкий согласный [ф'].

- Дайте характеристику этим звукам. (Согласные, глухие, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости).

2) - В Букваре на с. 140 найдите Звуковичка с буквой ф и скажите, какую шляпку вы ему наденете? (Черную шляпку-цилиндр т.к. глухой)

- А какие башмаки ему обуете? (Синий – твердость, зеленый – мягкость).

3) Наблюдение за графическим обликом буквы ф.

- На что похожа буква ф? (Предположения детей)

- При работе над проектом «Веселая буква» Лиза выполнила необыкновенную букву ф, записала о ней стихи.

Чтение стихов о букве.

Физминутка.

2. Работа в прописи.

1) Сравнение печатной и письменной буквы ф. Нахождение сходства и различия.

Рассматривание буквы ф в рамке.

- С чего начнем писать букву ф?

2) Объяснение учителя и показ на доске:

- Начинаем писать как строчную букву с, затем дописываем ее до буквы о, но выводим небольшую черту, как у буквы а, вверх, теперь пишем наклонную линию, как у буквы р, затем поднимаем вверх по этой линии и пишем полуовал с правой стороны.

3) Обводка детьми букв по индивидуальным табличкам (Система Потаповой).

4) Письмо буквы ф в прописи.

3. Работа в Букваре.

1) Выделение звуков [ф], [ф'] из слова фонарь.

- Что нарисовано на первом кубике? (Фонарь)

- Сколько слогов в слове фонарь? (Два)

- Какую гласную услышали в первом слоге?

- Есть выбор о-а. Говорим [фанар'], а пишем фонарь.

- Обозначьте красным карандашом гласную в первом слоге.

- Какой первый звук слышится в слове фонарь?

- Твердый, глухой, согласный [ф].

Звуко-буквенный анализ слова фонарь.

2) Самостоятельное выполнение детьми звуко-буквенного анализа слова фиалка. Характеристика звука [ф'] – согласный, глухой, мягкий.

3) Чтение слогов. Обозначение мягкость согласного [ф'] зеленым карандашом.

4. Работа в прописи.

Чтение и запись слогов с письменного образца. Обращается внимание детей на способ соединения букв.

Физминутка.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа в Букваре.

Чтение слов по столбикам.

- Что означает слово фауна? (Животный мир на Земле.)

- Как сделать из большого фонаря маленький? (С помощью суффикса

ик-: фонар –ик = фонарик.)

- Прочитайте слово, где звук [ф] употребляется два раза. (Фуфайка.)

- Что оно означает?

- Почему слова Африка и Уфа написаны с заглавной буквы? (Имена собственные: название страны и города в Башкирии.) Подчеркните заглавную букву.

- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, слона, ферзя, пешку. (Фигура.) Где еще это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) Это слово имеет много значений, значит оно какое? (Многозначное.)

- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)

Демонстрация слайдов.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

- Какие еще значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)

- Объясните слово фрак. (Парадный сюртук с вырезанными передними полами.)

Слайд 4


- Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

- Обозначьте цветным карандашом первый звук в словах последнего столбика.

- Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

- Составьте предложение с этими словами.

Прочитайте третье слово. Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

- Прочитайте последнее слово. (Факел.)

- Кто из вас видел такой предмет? Как он выглядит? (Светильник на рукоятке.)

- Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

- А где их можно попробовать? Прочтите это слово. (Кафе – небольшой ресторан.)

- Объясните значение последнего слова. (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на маскарадах.)

- Составьте предложение с одним из этих слов.

2. Работа в прописи.

1) Раскрашивание картинки и нахождение слов на букву ф.

2) Составление рассказа по картинке. (Устно.)

- Запишите слова, в которых есть буква ф. Комментированная запись слов (фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.)

3) – Отгадайте, кого так крепко берет за руку звук [в]? (Звук [ф].) Почему? (Они ходят часто парой, т.к. это парные согласные.)

- Прочитайте слова в первом столбике. Что вы заметили? (Оглушение согласного звука [в].)

- Какие подберете проверочные слова? (Улов – уловы, боров – боровы, травка – травы, головка – головы.)

Запись проверочных слов.

4) Самооценка учащихся работы в прописи на уроке.

Физминутка.

3. Систематизация и повторение. Работа в Букваре.

1) Чтение однокоренных слов с корнем –фото-, объяснение лексического значения.

2) Чтение предложения о фауне и флоре. Беседа по картинкам.

3) Работа с текстом «Папина профессия» (с.141)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8


Самооценка.

VI. Домашнее задание.

К следующему уроку подобрать картинки изображающие слова, начинающихся на букву ф.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ