Конспект урока на тему «Согласные звуки [г], [г’], буквы Г,г»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа»

Городищенского района Волгоградской области









Разработка

открытого урока

по обучению грамоте (чтение)

тема: « Согласные звуки [г], [г’], буквы Г,г»

УМК «Школа России»













Разработан и проведен учителем начальных классов Куриленко Е.Ю.











Тема « Согласные звуки [г] [г’], буквы Г, г»

Цель: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [г], [г’] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями;

Задачи:

учить звуковому и сравнительному анализу слов;

способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

воспитывать культуру поведения на уроке;

воспитывать мотивацию к учению.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Обеспечить мотивацию к изучению нового материала.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;



Учитель. Начинаем урок с логопедических упражнений.

ба/бу ба/аба па/пу/па паба

бу/ба бу/убу ба/бу/ба бапа

паба-баба апа-па пубу

Четко произносим скороговорку.

Дом у дуба, дуб у дома.







2

Работа над пройденным материалом

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Уметь пояснять функцию гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного;


Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно пояснять функцию гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

На доске схемы слов.

У. Из каждой строки убрать лишнее слово, т.е. то, которое не подходит к схеме.

Мел мял мыл

нора кино коса

У. Почему не подходит это слово?

Д. В первой строке в слове «мыл» [м] твердый, во второй строке в слове «кино» [к’] мягкий.

У. Что показывает гласная, когда стоит после согласной?

Д. Гласная буква показывает, как нужно читать согласный, после которого она стоит.

У. Итак, продолжаем знакомиться с новыми звуками и буквами.


3



А)

































































Б)


















В)










4

Изучение учебного материала


Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Уметь анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, соотносить звук и соответствующую ему букву.


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению деления слов на слоги, выделять звуки [г], [г’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;

создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

































Обобщение и систематизация

Цель, которую хочет достичь учитель:

Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’], устанавливать сходство и различие в произнесении парных согласных [г] – [к].






Этап релаксации.

Физминутка.

Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса, шеи, глаз)





Постановка учебной задачи

Цель: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя


- Отгадайте загадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

( гриб)

Вывешивается картинка с грибами. Под картинкой схеме этого слова.

У. С какого звука начинается слово-отгадка?

У. Сколько слогов в слове «грибы»? Какой слог ударный? Произнесите поочередно все звуки. Выделите первый звук. Расскажите о звуке [г] . Какой это звук?

Д. Это согласный звук [г]. Он твердый, звонкий.

У. Э тот звук обозначается буквой Г. Найдите в алфавите место этой буквы. Назовите ее соседей. На что похожа буква?

(вывешивается картинка с буквой Г)

Д. Буква г похожа на кочергу. ( учитель показывает кочергу, рассказывает, что кочергой пользовались, когда топили печку, чтобы разгребать угли)

Вот перед нами буква Г.

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге.

Горбит спину буква Г.



Аналогичная работа со схемой слова «круги»

У.-На что похожи шляпки грибов (на круги)

(Рисунок с изображением кругов вывешивается на доску, рядом – схема этого слова).

У. Сколько слогов в слове «круги»?(далее идет работа со схемой этого слова) Назовите слово по слогам. В каком слоге слышим звук [г’]? Как его произнесли?

Д.Звук [г’] произнесли мягко

У. Сколько предметов обозначает слово «круги»?

Д. Много.

У. А как сказать, чтобы был один предмет?

Д. Круг.

( на доске магнитными буквами печатаются слова «круги –круг»)

У. Какие звуки произносим на месте буквы Г в словах?

Д. В слове «круги» слышим звук [г’], в слове «круг» - слышим звук [к].

У. Произнесите согласные звуки [г] , [к].

Д. ( произносят )



У. Сделайте вывод.

Д. Значит звуки [г] - [к] парные.



















Физминутка.

(Дети встают в проходе, рисуют руками в воздухе круги различных размеров, головой, глазами.)







У. И так, сегодня главными на нашем уроке станут какие звуки?

Д. Звуки [г] и [г'] .

У. Что можете рассказать об этих звуках?

Д. Звук [г] – согласный, звонкий, в словах может быть твердым или мягким, у него есть пара – звук [к].


5

Усвоение новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: распознавать в словах новые звуки



Цель, которую хочет достичь учитель:

Учащиеся должны осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



Методы: учебный диалог.

Составление рассказа на тему «Город гномиков».

У. Работаем с учебником. Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию?(дети называют сказки, героями которых являются гномы)

У. В форме чего построены дома?

У. Чем занимаются жители города? (высказывания детей по кртинке)

У. Я прочитаю стихотворение, а вы, прослушав, скажите, какие слова с новым звуком вы запомнили:

И в лесу и возле дома

Умный гном боится грома!

Загрохочет в тучах гром-

Умный гном сейчас же в дом.

Д. (Называют слова, дают характеристику изучаемому звуку.)




6












































А)














Б)















































Закрепление учебного материала


Цель, которую ставит перед собой учитель:

Чтение слогов и слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов вслух.


Цель, которую хочет достичь учитель: сформировать первичные умения и навыки чтения слогов с изменением буквы гласного; читать небольшой текст с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Методы: репродуктивные




















Этап релаксации.

Физминутка.

Задача: снять напряжение мышц спины и плечевого пояса.









Чтение текста


Цель:

Осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию
































У. К нам на урок пришли гномы. Назовите их ( имена должны начинаться с согласных звуков [г], [г’])

Д. Гена, Гоша.(дети могут дать и другие имена)

У. Гоша позвал своего друга Гену. Вот стали они перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова делать

У. Гномик Гоша скажет [а].

Д. Га.

У. Гномик Гена скажет [и].

Д. Ги.

Аналогичная работа с буквами о, у, е.

У. Подберите слова, в которых есть слоги га, го, гу, ги, ге.

Д. Гараж, горы, город, гуси, гири, генерал.

У. Подберите слова, со слогами гя, гы.

Д. (Дети пробуют подобрать, потом приходят к выводу, что таких слов нет )

У. Ребята, Гена и Гоша научили нас читать слоги. Сейчас мы прочитаем, какие же грибы они собирали в лесу осенью. Вот их корзинки, а здесь название грибов.

(Названия грибов написаны на доске. Дети читают слова.)

Маслята, боровик, подосиновик, мухомор, поганки (вывешиваются картинки)

У. А эти грибы все съедобные? Какие несъедобные?

Д. Мухомор, поганки – несъедобные.

У. Съедобные грибы положите в корзинки Гены и Гоши.



Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

На полянку мы заходим.

Много там грибов находим.

Грибы спрятались за пень,

Наклониться нам не лень.



У. Гена и Гоша предлагают открыть страницу 119.Рассмотрите картинку. Куда и зачем пришли дети?

Д. Дети пришли в лес за грибами.

У. А вот как их зовут, мы узнаем, если прочитаем слова с дополнительными пометами.( после прочтения слов детям дается задание найти слово, которое соответствует схеме (см. стр.119))

- Теперь прочитаем текст и узнаем, какие же грибы собрали Галя и Гена.

а) чтение хором вместе с учителем;

б) чтение по цепочке;

в) беседа по прочитанному:

-Что собирали Галя и Гена?

-Как их можно назвать? (грибники)

-Какие грибы нашла Галя? А Гена?

-Можно ли про Гену сказать, что он горе-грибник?

У. Как вы думаете, что ему говорит Галя?

Д. Мухоморы – ядовитые.

У. А можно ли уничтожать все ядовитые грибы?

Д. Нельзя. Они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося.( если дети самостоятельно не смогут ответить на поставленный вопрос, то информацию о пользе мухомора дает учитель)

У. В природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать. Прочитайте, что сказала Галя, когда нашла гриб.

Д. Сильные ученики читают:

Вот он, гриб-боровик!

И красив он, и велик!

7

Рефлексия

Цель: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

-

У. С какими звуками познакомились на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы узнали новые звуки [г], [г’],

У. Какими буквами они обозначаются?

Д. Буквами Г, г

Дети повторяют основные моменты урока.

У. У вас на партах два грибочка. На одном из них написана буква Г. Если вы считаете, что на уроке у вас все получилось, вы всё поняли, и у вас нет ко мне никаких вопросов, то возьмите грибочек с буквой Г. А если у вас есть какие-то сомнения, у вас что-то не получилось, и вы хотите у меня что-то спросить, то возьмите грибочек без буквы Г. Не огорчайтесь, на следующем уроке мы обязательно решим все ваши сомнения.
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ