Конспект урока на тему "Суффикс как часть слова"
Учебное занятие по русскому языку
Тема: «Суффикс как часть слова»
Цель учебного занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о суффиксе.
Задачи учебного занятия:
Создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся.
Познакомить учащихся с суффиксом.
Создать условия для формирования у учащихся практического умения находить и выделять суффикс в словах.
Создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей
Обогащать словарный запас учащихся.
Отрабатывать каллиграфию письма.
Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умению работать в группах.
Создать атмосферу успешности каждого ученика, предупреждать утомляемость детей
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, плакаты с напечатанной гипотезой и опорными словами, листочки с заданиями (по количеству детей), напечатанный лист «Узелок на память», лист ватмана, пастель.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебный день только начинается , и у вас есть все шансы сделать его успешным. Я желаю вам быть внимательными, работать с настроением, чувствовать плечо друзей на занятии и не забывать об улыбке!
Упр. в чистописании
Мм
Оцените свою работу в оценочном листе.
В каких случаях мы пишем М большую?
Актуализация субъективного опыта учащихся.
Слово учителя.
Правильно, ребята. Сегодня на занятии я познакомлю вас с девочкой , имя которой начинается на заглавную букву М. Посмотрите на экран. Лиза, прочти стихотворение.
Маша с мамою гуляла,
Мама дочь предупреждала:
«Снег не ешь холодный, Маша,
Заболеешь, будет кашель».
Но не стала дочка маму слушать,
Стала снег холодный кушать.
Вот и заболела Маша,
У неё простуда, кашель,
Насморк и температура.
-Найдите формы одного слова.
Запишите, выделите корень и окончание. (С мамою, мама, маму.)
- Что такое корень? Окончание? Для чего служит окончание? Оцените себя в оценочном листе.
Создание проблемной ситуации
Выдвижение гипотезы
У нас сегодня занятие – исследование. Любое исследование имеет гипотезу. Что такое гипотеза? (Научное предположение.) И это предположение требует подтверждения.
Итак, мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части , кроме корня и окончания? А кто считает, что других частей в слове не бывает? Большинство из вас склоняется к тому, что в слове все же могут быть другие части. Можем ли мы это предположение взять в качестве гипотезы?
Гипотеза1: Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.
Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?
Итак, сформулируем вторую гипотезу: Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.
Итак, у нас 2 гипотезы. Может так случиться, что одна из них подтвердится, а другая – нет.
Помогать нам в нашей работе будет маленькая девочка Маша. Как мы помним из стихотворения, Маша заболела. А ведь папа обещал на днях сводить ее в зоопарк. Грустно Маше. Посмотрела она в окно: холодно, сыро. И зверям в зоопарке, наверное, холодно. Как здорово сейчас бы оказаться на сказочном острове, где солнце, море, лето! И зверей бы туда отправить. «Так я и сделаю», - сказала Маша и начала рисовать.
Проверка гипотезы.
Словарная работа
Сначала Маша нарисовала плот. Что такое « плот», ребята?
В словаре Ожегова дается такое толкование:« Плот это скрепленные в несколько рядов бревна для сплава леса или переправы по воде».
Я предлагаю вам тоже соорудить плот, но не из бревен, а из слов. Последний слог слова должен быть началом второго слова.
Сорока – календарь, береза – заяц;
крапива – вагон; лягушка – каникулы.
Проверим правильность написания слов. Оцените свою работу в оценочном листе.
Выход на понятие «суффикс»
На плот заходит СЛОН и маленький его ребенок. Это кто?(слоненок). СТРАУС и его маленький ребенок.(страусенок). ЁЖ и его малыш ( ежонок). Сейчас детеныши животных помогут нам подтвердить или опровергнуть 1 часть нашей гипотезы. Как она звучит?.Для этого нам необходимо выделить корень и окончания в названиях малышей.
Назовите, какая часть слова осталась невыделенной? (-онок, -ёнок)
Итак, ребята, мы видим, что в слове, кроме окончания и корня есть еще часть. Подтвердили мы 1 часть гипотезы? Какой можно сделать вывод? (Кроме корня и окончания в слове может быть еще часть.) После какой части слова она стоит ? (после корня) Посмотрите, во всех ли словах это так? (да)
А вот как называется часть слова, которая стоит после корня, вы узнаете, разгадав ребус.
Тема нашего занятия: «Суффикс как часть слова». Обозначается суффикс в словах вот таким значком
Сегодня на занятии научимся находить и выделять суффикс, а в конце учебного занятия, выполнив тест, мы узнаем, насколько вы были внимательны и трудолюбивы.
А теперь обратимся ко 2 части нашей гипотезы: для чего же нужен в слове суффикс? Вот был у нас cлово «слон» , добавили суффикс –ёнок и что получилось? Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).Значит, какую роль выполняет суффикс? Подытожим: суффикс – это (часть слова), суффикс стоит (после корня),с помощью суффикса образуется (новое слово). Таблички с ответами вывешиваются на доску.
Сравним наш вывод с учебником на стр. 110. Вы заметили, что с помощью суффиксов –онок, -ёнок предметы становятся маленькими ? Это потому, что суффиксы –онок, -ёнок придают им уменьшительно-ласкательное значение. Есть и другие суффиксы с таким же значением, они нам встретятся на занятии.
Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных из упр. 182.
Тигренок, лисенок, медвежонок, львенок, пингвиненок. Запишем только тех малышей, кто отправится на жаркий остров. Кого не будем записывать? (пингвиненка) Почему? (северное животное, не любит жару). Но есть, ребята, пингвины, которым не страшна жара. Недалеко от экватора живут галапагосские пингвины. В самое жаркое время суток они плавают в море. Возвратившись на сушу, птицы стараются держаться в тени, чтобы не перегреться на солнце.
Письмо с комментированием. Выделите суффикс.
Закрепление знаний об антонимах
Итак, плот наш уже в пути, он плывет к сказочному острову. Помогите мне составить рассказ об их путешествии. Я буду делать паузу, а вы замените слова антонимами.
Ветер слабо( сильно) подгонял плотик.
Уплыли звери близко (далеко ).
Маяк на берегу становился все больще и больше (меньше и меньше), и, наконец, совсем исчез из вида.
Стало зверям очень грустно ( радостно ) от того ,что скоро они увидят лето.
И мы с вами сейчас встретимся с летом.
Физкультминутка( под песню «Разноцветное лето»)
Применение новых знаний.
Игра «Собери пазлы»
Чтобы путешествие было познавательным, зверята играли в пазлы, составляли слова с помощью суффиксов, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Составьте слова(огонёк, головушка, шкафчик, крылышко).
Записать в тетрадь или на доске
крылышко
шкафчик
Разобрать слова по составу.
Давайте составим правило нахождения суффикса: сначала мы выделяем….(окончание), затем находим и выделяем …(корень), и после корня перед окончанием…(суффикс).
Сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр. 111.
Работа в парах.
- Машенька, – позвала мама, – ну оторвись ты от рисунка ,иди обедать, дорогая. Пока Маша обедает, мы поработаем в парах.
У вас на столе лист со словами – названиями блюд, которые предложила мама Маше. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН.
Какие слова у вас получились? От всех ли слов вы смогли образовать новые слова с уменьшительно – ласкательным. значением? (На стенд «Узелок на память»вывешивается памятка: «От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами . Они состоят только из одного корня».)
Работа с фразеологическими оборотами и пословицами
Давайте подслушаем разговор мамы с дочкой, постарайтесь запомнить ласковые слова
- Ах, доченька, да у тебя уже глаза слипаются ,– сказала мама. Какое ласковое слово сказала мама? Какой суффикс в этом слове? Как вы понимаете это выражение ?
- Нет, нет, мамочка, я хочу нарисовать сказочный остров – зоопарк для моих зверей.
А здесь какое ласковое слово? Суффикс?
- Спи, внученька, работа не волк - в лес не убежит, - сказал дедушка. Ласковое слово? Суффикс?
Как вы понимаете эту пословицу? (С работой можно не торопиться, ее можно отложить и заняться чем-нибудь другим).
Наблюдение за ролью суффиксов в словах
Капризничает дочка, не хочет спать. Взяла мама книгу с колыбельными песнями и растерялась. Вроде и знакомая песенка , а что-то в ней не так. Помогите исправить слова песенки.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серый волк,
Тебя схватит за бок
И утащит в лес,
Под ракитовый куст;
Там птицы поют,
Тебе спать не дадут.
Спой, Оля, колыбельную. Что помогло нам сделать песенку ласковой? Видите, какую важную роль играют суффиксы. Опять мы подтвердили 2 часть нашей гипотезы. Прочитайте ее.
Пальминг
Наконец-то Маша уснула. Давайте и мы с вами закроем глазки, пусть они отдохнут.
И снится Машеньке сказочный остров. Давайте подглядим ее сон. Видите, зеленая травка, цветы, голубое небо, яркое солнце. Высокая пальма, а на ней…не пойму, кто это висит , уцепившись хвостом за ветку? Правильно, обезьянка. Видите, она спускается вниз, срывает желтый одуванчик и нюхает его. Какой у нее стал носик? Верно, желтый от пыльцы. Пчелка летит, думает, что это желтый цветок, хочет сесть на нос. Посмотрите, как испугалась обезьянка, отмахивается и бежит к фонтану. Все это увидели?Посмотрите, как тщательно она моет свой носик в воде. Смешная ! А пчелка полетела прочь, к настоящим цветам. Какие вы цветы видите? Верно, очень красивый Маше снится остров. Откройте глаза, поморгайте, улыбнитесь.
Творческая работа детей с применением слов с суффиксами
Давайте сделаем девочке сюрприз: нарисуем Маше ее сказочный остров. Проснется она, а остров уже готов. Так как мы будем рисовать с любовью, то называть предметы будем ласково. (На листе ватмана , прикрепленном на доске, дети рисуют пастелью солнце, траву, цветы, пальму, фонтан.)
Запись слов: солнышко, пальмочка, фонтанчик, травка, цветочки. Выделение суффиксов. Оцените свою работу в оценочном листе.
Проснулась Маша, увидела остров, обрадовалась и говорит мне : «Спасибо, Татьяна Борисовна!» А я говорю: «Так мы все вместе рисовали, спасибо, Лизочка».Скажите друг другу «спасибо», ласково назвав одноклассника по имени.(Дети встают и по цепочке благодарят друг друга).
Какие суффиксы помогли нам обратиться друг к другу ласково? Значит, для чего служат суффиксы? Опять мы подтвердили гипотезу, что суффиксы играют важную роль в слове. Благодаря суффиксу мы можем подарить много радости , сказав человеку ласковые слова. Суффикс подарил вам новое слово, а вы подарили друг другу улыбку – разве это не замечательно?
(Лизочка, Сашенька, Егорка, Леночка, Оленька, Никитушка, Софьюшка, Артурчик, Ромочка, )
Сопоставление (сравнение суффиксов разных значений)
К сожалению, нам скоро придется расстаться с Машей до следующего занятия. Там мы узнаем, что с девочкой на острове хотят познакомиться маленький волчище , маленький лосище и маленький зубрище. Вы хорошо представляете этих зверей? Что вас смущает? Какие суффиксы в этих словах? Делают ли они зверей маленькими? А какими делают? Как правильно сказать?
Так вот, ребята, кроме суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением для образования слов используется еще много видов суффиксов. Суффикс –ищ придает словам увеличительное значение. С этими суффиксами мы познакомимся на следующем уроке.
Итог урока
Итак, вспомним гипотезу, которую мы выдвинули. Есть ли в словах другая часть, кроме окончания и корня?(да). Как она называется? (суффикс) Значит, первую часть гипотезы мы подтвердили. Для чего служит суффикс? Как вы думаете, это важная работа у суффикса: образовывать новые слова? Значит, и вторую часть гипотезы мы подтвердили. Молодцы, ребята. (Оценивание работы учащихся учителем.)
А теперь, ребята, посмотрим, насколько вы были трудолюбивыми и внимательными.
Тест
1. Суффикс – это часть слова
2. Суффикс стоит перед корнем
3. Суффикс обозначается так
4. Суффикс служит для образования новых слов
5. Суффиксы -оньк, -еньк, -ушк, -ик,
-очк – уменьшительно-ласкательные
Проверьте свои ответы(открываю доску).
Оцените свою работу в оценочном листе.
Встаньте те, кто не допустил ошибок. У кого 1 ошибка? Больше одной?
Рефлексия
Одна восточная притча говорит, что труд на уроке можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.
Есть садовники-которые прилагают много усилий, терпения, труда. Приобретают опыт, который позволяет им выращивать произведения искусства (экзотические, необыкновенные цветы).
Есть - которые не прилагают много усилий. Они ошибаются, но учатся на своих ошибках. А если у них не получается- они бросают начатое дело. Красивые цветы погибают, а вырастают самые неприхотливые, которые не требуют много труда.
Но есть и такие садовники, которые не только не стремятся к высоким результатам, но и не прилагают даже минимум усилий. У них вырастают только сорняки, которые не только не радуют глаз, но от них и трудно избавиться.
Каждому растению нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Подумайте и сделайте выбор, кто из вас первый садовник? Второй? Третий?
Я желаю вам, чтобы наш урок расцвел у вас в душе прекрасными цветами познания. Спасибо за урок.
Домашнее задание: упр. 183, правило стр. 110, 111
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ