Конспект урока на тему «Учимся писать сжатое изложение»
Конспект урока на тему «Учимся писать сжатое изложение»
Цели урока:
Образовательные:
в рамках подготовки к ГИА организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;
содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
Развивающие:
содействовать развитию мышления, внимания, памяти; создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,
создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
учебник русского языка, компьютер и проектор с презентацией учебного материала, рабочие тетради, памятка для учащихся.
Тип урока:
урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока:
практикум
Ход урока:
Организация начала урока
Целеполагание
Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ГИА.
Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться правильно говорить, писать, а также понимать текст.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.
1 Беседа:
-Каких навыков требует полное изложение, сжатое изложение?
(Если задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля, то сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста.)
- Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?
(В науке известны три основных способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.)
- Что надо знать, чтобы правильно сократить текст по содержанию?
( При исключении сначала выделяем главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убираем детали, объединяем существенное и составляем новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.)
- Вспомните и назовите типы речи.
- Расскажите, что надо сократить, а что сохранить при каждом типе речи?
(Если текст-повествование в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Необходимо запомнить последовательность событий.
Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Надо запомнить определённые детали.
Если текст-рассуждение, необходимо установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор.)
- Вспомните и назовите стили речи.
2 Анализ текста.
А теперь мы проанализируем текст по очерку Б.Д. Чалдышева и сделаем его компрессию.
Прежде чем мы с вами приступим к работе, обратимся к памятке «Как писать сжатое изложение».
Работа с текстом.
а) Чтение текста.
б) Беседа:
- Какова тема текста? (Многоликий Куприн)
Определяем речевую ситуацию.
- Каков тип речи? (Повествование)
-Каков стиль текста? (Публицистический
Определяем количество абзацев и микротем:
«Един и многолик».
Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём.
Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом.
Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.
Вместе с вами мы сделаем компрессию двух абзацев, а дальше вы будете работать самостоятельно.
1 абзац:
2 абзац:
Творческое задание
4.1 Мы с вами сделали компрессию двух абзацев, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти методы сжатия.
1 ряд – 3 абзац 2 ряд - 4 абзац
4.2 Подведение итогов работы в группах.
4.3 Чтение текстов
-Какие приемы компрессии текста вы использовали?
Итог урока.
Я хотела бы, чтобы вы оценили себя, насколько % вы готовы на сегодняшний день к такой форме ЕГЭ? Поставьте этот % себе в тетрадь.
- Почему? Что тебе нужно повторить? Над чем необходимо поработать?
Домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ