Конспект урока на тему «Звук [Ц], буква Ц»









Конспект урока на тему «Звук [Ц], буква Ц»












Панина Ирина Александровна











Цели: ознакомить учащихся с буквой «Це», учить читать слоги и слова с

новой буквой;

- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа,

внимание;

- воспитывать интерес к чтению, к окружающему миру.

Оборудование: образец буквы Ц , мягкая игрушка - цыпленок, звуковые

фишки, слоги, цветы на доске, плакат «Веселые друзья», карточки для

групповой работы, карточки со словарными словами, чудо-цветок.

Тип урок : усвоение новых знаний.

Ход урока

I.Организационный момент.

В народе говорят: Добрый гость – дому радость. А сегодня у нас много гостей и мы рады им. Давайте повернемся к гостям и подарим свои очаровательные улыбки.

А теперь садитесь, соберитесь и приступим к работе.

II.Активизация мыслительной деятельности

1.Разминка для язычка

-«маятник» (движения вправо-влево), вверх-вниз;

-«облизали варенье с губ»;

-«скачет лошадка»

2.Работа над скороговоркой

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Бегают две курицы прямо на улице.

3. «Мозговой штурм».

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Чем отличается звук от буквы?

-На какие группы делятся звуки и буквы?

-Чем отличается произношение гласных звуков от согласных звуков?

-Сколько гласных букв? Звуков?

-На какие группы делятся согласные звуки?

III.Сообщение темы урока. Мотивация.

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой, будем читать слоги и слова с ней. Особенность этой буквы важна для дальнейшей грамотности письма. Но что же это за буква?

IV.Работа над новым материалом.

  1. (учащиеся рассказывают стихи)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Це».

Есть слова, где «це» в начале,

В середине и в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

«Це» в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

«Це» мы пишем под конец.

Вот какая буква «Це» (показывает)

С коготочком на конце.

Тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

Вдруг раздался тихий стук.

Из яйца, как из пеленок,

Вылез желтенький…(цыпленок)

-Дети, давайте его позовем: цып – цып – цып!

Какой первый звук мы произносим?

2.Характеристика звука:

А) Звук [Ц] гласный или согласный?

Б) Он звонкий или глухой?

В) Твёрдый или мягкий?

3.Определение места буквы в домике

Итог: ЖИ – ШИ – ЦИ - всегда тверды.

Мы знаем правило: жи и ши с буквой и всегда пиши.

Проблемный вопрос: Относится ли это правило к нашему Цыпленку?

Группа ребят получила домашнее задание выяснить это. Они искали в

орфографическом словаре, были в библиотеке и выяснили, что…

(слово детям) (карточки со словами вывесить на боковой доске)

4. Звуковой анализ слова ЦЫПЛЕНОК

(у доски - один ребенок, остальные - на партах)

5.Чтение отрывка из рассказа «Цыпленок Цып»

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на

крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

- Что же произошло дальше? (высказывания детей)

-Ну, ты посиди, - говорит Цып, а я пойду прогуляюсь. И наш цыпленок-

непоседа отправился в путь.

6.Чтение слогов «Бег по дорожке»

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦИ - ЦЕ – АЦ-ОЦ – УЦ-ЕЦ

Дорожка привела его к речке.

7.Физкультминутка «Поймай рыбку»

Учитель держит одну ладошку горизонтально – это речная поверхность воды, второй ладошкой имитирует плывущую рыбку. Когда «рыбка» выпрыгивает над водой – дети должны хлопнуть в ладоши – поймать «рыбку». Учитель может «поверхность воды», т.е. первую ладошку поднимать выше, опускать …

8.Чтение слов

Вышел Цып на цветочную поляну.

- Вы неправильно растете, надо вниз цветком цвести, тогда на ваши

головки не будут садиться всякие жучки и бабочки. Прав ли цыпленок?

Да и закорлючки какие – то на ваших лепестках.

Циркач цирковая синица единица птенец огурец

Цирк цепочка курица овца молодец конец

цифра улица удалец боец

-Где стоит буква Ц в этих словах?

9.Игра «Служба поиск»

-Ребята, давайте покажем Цыпу какие мы внимательные и эрудированные.

-Назовите слова, (см. выше) которые отвечают на вопрос что?

-Какое слово обозначает профессию человека?

-Какие слова обозначают названия животных? птиц?

-Какой вопрос мы ставим к этим словам?

-Какое слово отвечает на вопрос какая?

Итог: - Молодцы! Вы быстро ориентируетесь в словах.

Вдруг наш цыпленок увидел грузовик, в котором ехали звери. Малыш

бросился за ними. Он бежал вслед за машиной. Хлопал крылышками.

И, наконец – то, догнал. Сел рядышком и спросил: - Куда же вы

торопитесь?

-Как вы думаете, куда спешили звери? (В цирк)

10.Беседа

-А кто – нибудь из вас бывал в цирке?

-Что понравилось вам больше всего?

-Какое настроение у вас возникает при воспоминании о цирке?

Наш непоседа выпрыгнул из машины раньше всех и помчался по длинному коридору и попал в клетку к гиппопотаму.

11.Физкультминутка («Меня укусил гиппопотам»)

12. Лабиринт

А вы знаете, что в цирке

сце на ва ся ре

на зы ет а на

-Какая по форме арена? (круглая)

-Да и само слово цирк произошло от латинского circus , что значит круг.

-А вы хотите узнать, что в цирке увидел наш цыпленок?

13.Чтение рассказа «В цирке» на стр. 104

А) первоначальное чтение хорошо читающими учениками

-Так что же увидел Цып? (ответы детей)

Б) жужжащее чтение

-Внимательно прочтите текст самостоятельно, представьте, все то, что

увидел цыпленок и запомните слова, в которых встретится буква Ц.

в) дети называют слова

г) работа с иллюстрацией к тексту

-Ребята, рассмотрите иллюстрацию и скажите, все ли верно нарисовал

художник?

Д) словарная работа

-В тексте встретилось слово перрон. Что оно обозначает?

Е) выборочное чтение

-Что было на арене цирка?

-Что делала слониха?

-Кто продавал билеты?

-Кто покупал билеты?

-Кто спешит на поезд?

-Кого вывели на арену?

-Почему зайку вывели из поезда?

14. Работа в группах с деформированным предложением

Цыпленок так увлекся происходящим на арене, что громко запищал и вдруг…

-Вы хотите узнать, что произошло? Выполните работу на карточках.

(После проверки результатов работы, на лепестках чудо –

цветка цепляю слова из предложения: Цыган подошел на цыпочках к

цыпленку и цыкнул на него).

V.Итог урока

-Ребята, так с какой же буквой мы сегодня познакомились?

-Что вы узнали о звуке [Ц]?

-Какие слова – исключения мы узнали?

А вы хотите узнать, чем закончилось путешествие нашего непоседы?

Вы сможете взять в библиотеке книгу К.И.Чуковского «Цыпленок» и прочитать об этом сами.



Литература:



  1. Учимся играя «Русский язык» В.Волина Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996г.

  2. К.И.Чуковский «Стихи и сказки», Ростов – на – Дону, «ПРОФ –ПРЕСС», 2004г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ