Конспект урока на тему «Звук и буква А»



Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района

Санкт-Петербурга





Конспект урока на тему

«Звук и буква А»















Подготовила воспитатель

Гребнева Татьяна Валерьевна









Санкт-Петербург 2014г.



Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.

Задачи:

  • закрепление понятия «гласный звук»;

  • знакомство со звуком [А];

  • упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;

  • упражнения в определении места звука в слове;

  • развитие фонематического слуха, внимания;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • закрепление графического образа буквы А.

Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.

Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».

Ход занятия:

- Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?

Дети: звуки мы слышим и произносим.

-Какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

-Почему звуки называются гласными?

Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.

-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.

-Отгадайте загадку:

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

Дети: Арбузы.

-Какой звук слышится вначале слова?

Дети: А.

-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?

Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.

-Значит, это какой звук?

Дети: гласный.

-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:

  1. М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А.

  2. ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.

  3. банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.

-Молодцы, не ошиблись.

-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?

Дети: из трех палочек.

-На что похожа буква А? (слайд 3)

- Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

- Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.

-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.

-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?

Физкультминутка.

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.

-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].

Почему буква А первая?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

- Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! – сказал твердый знак.



-Какие слова вы запомнили?

Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т.д.

-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).

-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).

-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).

-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?

Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.

-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).

-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.















Используемая литература и интернет - ресурсы:

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005.

  2. Юдин Г. Букварёнок. М.,1980

  3. Маршак С. « Вот два столба наискосок..»

  4. Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»

  5. Шибаев А. «А-начало алфавита..»

  6. http://stranakids.ru/stihi-pro-bukvy/

  7. http://www.boltun-spb.ru/exe_gramota.html

  8. http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/2



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ