Конспект урока на тему «Звук и буква А»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района
Санкт-Петербурга
«Звук и буква А»
Подготовила воспитатель
Гребнева Татьяна Валерьевна
Санкт-Петербург 2014г.
Цель: Познакомить с понятиями «звук» и «буква», формировать умение выделять звук [А] из речи, познакомить с буквой А.
Задачи:
закрепление понятия «гласный звук»;
знакомство со звуком [А];
упражнения в выделении звука [А] из ряда звуков, слогов, слов;
упражнения в определении места звука в слове;
развитие фонематического слуха, внимания;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
закрепление графического образа буквы А.
Материалы и оборудование: зеркало, ноутбук, экран, счетные палочки, бобы фасоли, тетради в крупную клетку, карандаши, картинки на слова со звуком [А]:в начале, середине, конце слова.
Предварительная работа: знакомство с предложением, знакомство с гласными и согласными звуками, дидактические игры: « живое предложение», «живое слово».
Ход занятия:
- Ребята, давайте вспомним правило, что такое звук?
Дети: звуки мы слышим и произносим.
-Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
-Почему звуки называются гласными?
Дети: они произносятся голосом, воздух проходит свободно, их можно петь и тянуть.
-Молодцы, ребята. Действительно, когда мы говорим, то произносим и слышим звуки. Это устная речь. Есть ещё письменная речь, это когда мы видим и пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
-Отгадайте загадку:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Дети: Арбузы.
-Какой звук слышится вначале слова?
Дети: А.
-Возьмите зеркало и произнесите перед ним [А] тихо-тихо, а теперь громко. Что вы увидели в зеркале? Где у вас находится язык, что происходит с губами, как проходит воздух?
Дети: рот открыт, язык свободно лежит, воздух проходит свободно, ему ничто не мешает.
-Значит, это какой звук?
Дети: гласный.
-Давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [А]:
М, И,А,О,А,Н,У,Р,А,Э,А.
ма, га, ум, он, ар, ис, ас, ус, на.
банка, стол, ваза, дом, горка, аист, астра.
-Молодцы, не ошиблись.
-посмотрите, как обозначается звук [А] (слайд 2). Это буква А. Она так и называется: гласная буква А. Из каких элементов состоит буква А?
Дети: из трех палочек.
-На что похожа буква А? (слайд 3)
- Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
- Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
-Нарисуйте в воздухе пальцем букву А.
-Возьмите счетные палочки, составьте из них букву А. Теперь попробуйте из фасоли выложить букву А.
-Посмотрите на экран, найдите спрятанные буквы А (слайд 4). Сколько вы нашли букв?
Физкультминутка.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Отдохнули? Тогда открывайте тетради, обведите букву А по точкам. Теперь попробуйте самостоятельно напечатать букву А.
-Послушайте сказку Г. Юдина «Почему А первая?» и постарайтесь запомнить слова со звуком [А].
Почему буква А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно, — молча думали согласные буквы, — ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, — сказала молчавшая до сих пор А, — что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, — сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! – сказал твердый знак.
-Какие слова вы запомнили?
Дети: акула, ангина, арбуз, ананас и т.д.
-Посмотрите на экран, нужно найти картинки, в которых звук [А] в начале слова. Вы называйте, я буду нажимать на картинки, посмотрим, что с ними произойдет (слайд 5).
-Хорошо справились. А на этом слайде надо найти картинки со звуком [А] в середине слова (слайд 6).
-Здесь нужно найти картинки со звуком [А] в конце слова (слайд 7).
-И последнее задание: каждую картинку привести в свой домик (слайд8). Вы помните, что обозначает красный квадрат на схеме слова?
Дети: гласный звук в начале слова, в середине слова, в конце слова.
-Молодцы, ребята, не ошиблись. Сейчас я раздам вам картинки, каждый из вас будет по очереди называть, что на ней изображено и где находится звук [А]: в начале, середине или конце слова. (Картинки по количеству детей).
-С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Поиграйте дома с мамами и папами в слова на звук [А], поищите, на что она похожа и нарисуйте.
Используемая литература и интернет - ресурсы:
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005.
Юдин Г. Букварёнок. М.,1980
Маршак С. « Вот два столба наискосок..»
Тарлапан Е. «Вот буква вроде шалаша…»
Шибаев А. «А-начало алфавита..»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ