Конспект урока на тему «Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств»

Русский язык

Урок 33.

Конспект урока на тему «Предложение — языковое средство выражения мыслей и чувств»

Комбинированный урок

Цели: Усвоение понятия о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи. Систематизация известных детям признаков предложения. Представление о грамматике как разделе науки о языке, ее составных частях: морфологии, синтаксисе.

Планируемые результаты

Предметные: квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Объяснять функции единиц речи: у слова и словосочетания - назывные функции, у предложения - коммуникативные. Выявлять смысловые части предложения; каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать предложения.

Личностные: осознавать практическую значимость изучения русского языка; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своей страны.

Метапредметные: устанавливать аналогии, извлекать из научного текста новую информацию, связно излагать информацию.

Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения
:
1.ИКТ.Презентация по теме.


Оборудование
:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – автор Л.Я.Желтовская;
3.М/м проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










1. 3. 4. 5.

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались с гостями.
Тихо сели, спинки прямо.
Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!
шаг 1

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага.

Что же мы умеем, знаем?
Вспоминаем, повторяем.
http://samarapedsovet.ru/_ld/0/s05442749.jpg

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. 
Работа в учебнике.

Упр. 74. Прочитайте по ролям разговор героев из книги А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».

- Идите все ко мне. Я придумала новое слово, совсем новенькое. Это слово — кукарямба! — торжественно объявила Пеппи.

- А что это значит? — спросил Томми.

- Ах, если бы я только знала! — вздохнула Пеппи.

- Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк? — недоумевал мальчик.

В каких предложениях выражены:

а) призыв Пеппи к друзьям,

б) её сообщения,

в) вопросы к Пеппи?

А как бы вы ответили на последний вопрос Томми?

Обсудите, нужны ли в речи слова, значения которых неизвестны говорящим или вообще ничего не значат?

/Затруднение!!! Проблема!!!/

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


1 3 3

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.   

ЗАТРУДНЕНИЕ в ученье

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

непременно их найдёт!


Я придумала новое слово, совсем новенькое. Это слово — кукарямба!

Вот и ответ. А вот – аргумент: 
Большой толковый словарь: СЛОВО… 

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами.


Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Слово - кукарямба - можно придумать, повторять, оно может что-то значить (или ничего не значить). Перед нами НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩЕЕ СЛОВО. У него есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. Какие? Кукарямба- сущ., нариц., одуш./неодуш., ж.р., ед.ч.


 Минутка чистописания.
Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму,

Число и классную работу

Аккуратно запишу.

image8

Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова и предложения. 


Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения по цели

В речи отличаются. 
Одни нас информируют,

В них что-нибудь сообщается. 
Другие нам советуют,

А третьи выясняют. 
Бывают предложения

Очень любознательные, 
Бывают «узнавательные»

И даже «приказательные». 


Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? 
- Верно, сегодня мы будем говорить о предложениях, повторим, как из слов образуются предложения и как устанавливают связь слов в предложении.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 2 4 2 3 1

5. Проектирование и фиксация нового знания 

Работа с правилом

1. Чтение про себя и вслух.

2. Ответы на вопросы:

  • Какие цели ставят перед собой люди, общаясь? (Что-либо сообщить, о чём-либо спросить, что-то посоветовать и т.д.)

  • Что вы можете рассказать о предложении?


Представление о грамматике как разделе науки о языке, ее составных частях: морфологии, синтаксисе.


Какие признаки предложения ты знаешь?

Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собою по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

В конце предложения могут стоять: . ! или ?.


1. Упр.75. – развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения.

1) Выполнение задания на интерактивной доске. Рисунок1.jpg

Проверка коллективная.


2)Запиши предложение. Разбери его по членам и частям речи.

Какие словосочетания входят в состав предложения? Покажи их связь стрелками.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Природа дарит человеку удивительные открытия.

2. Словарная работа.

Вот  слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.


ПриРОДа вокруг - это речка и лес, 
И дятел, и лис, и простор до небес, 
И где мы растём год от года.

Всё это и будет приРОДа.

А РОДина - место, где мы РОДились, 
Где речка и лес наш, и дятел, и лис

Живут и растут возле дома, 
И РОДиной это зовём мы.

Конечно же, мамы РОДили всех нас

На РОДине, среди приРОДы, 
Там, где встречаем мы все каждый раз

С друзьями своими восходы.

И если сказать: на ПРИРОДе сейчас, 
То это - ПРИ РОДине значит, 
Где дом наш и мама, РОДившая нас, 
Где путь наш в хорошее начат.

Олег Бундур

3. Упр. 76. Можно ли составить предложения из «строительного материала» первой, второй строки (№ 75)? Составь и запиши. Нужно ли изменить формы каких-либо слов? О чём сообщается в предложениях?

  1. На, растёт, река, дорога, вежливая.

  2. Мягкая, лапы ели, снежные шапки, свисают, под.


Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

  1. Упр.77. Выполнение заданий на интерактивной доске.Рисунок2.jpg

  2. Работа по карточкам.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.


4 4http://www.ug.ru/uploads/images/method_article/inline/notitle6.JPG

Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложение.

На уроке я:

  • повторил…

  • удивился…

  • узнал…


  • Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? 

  • Оцените свою активность с помощью карандаша.

  • Понравился ли вам урок? Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки». 








V. Домашнее задание.



Упр.77 стр.63, пр.стр.62




Пояснительная записка

 

    Урок русского языка в 3 классе проводится по программе «Планета знаний». Учебник русского языка 3 класса Л.Я.Желтовской, главными персонажами урока являются Пеппи и Томми.  Этот конспект урока может быть использован  и по любой другой программе русского языка начальной школы по теме «Предложение» (в презентации упр. 1,2 вместо 74,75).  Тип урока - комбинированный, первый урок в разделе «Возвращаемся к разговору о предложении». Работа на уроке строиться через постановку учебной задачи, в деятельностном режиме учащиеся с помощью учителя повторяют изученное и получают новые знания по теме урока. В ходе урока предполагается фронтальная, парная, индивидуальная работа. Электронная презентация позволяет сделать урок познавательным, наглядным и создает на уроке музыкальный фон.

Закрепление по теме урока проводится по карточкам дифференцированно, по уровням сложности.

 




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ