Конспект урока на тему "Правописание ться и тся в глаголах"

Тема урока: Правописание ться и тся в глаголах.

Задачи: 1. научиться правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов,

2. учиться различать случаи написания ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами гости, поэтому встанем ровно, поздороваемся. Садитесь.

2. Чистописание.

- Открываем тетради. Подписываем число. (слайд 1.)

На минутке чистописания мы вспомним написание буквы, которая обозначает глухой звук, не имеющий пары по звонкости, но имеющий пару по твердости-мягкости. Какая это буква? (слайд 2)



  1. Словарная работа.

- Вспомним несколько словарных слов, начинающихся с буквы х.

Запишем предложение, для закрепления написания словарного слова хоккей.

В нашей школе закончился чемпионат по хоккею. (слайд 3)

Сделаем синтаксический разбор этого предложения и разбор по члена предложения.



  1. Изучение новой темы.

В нашем предложении есть глагол закончился. Мы с вами изучаем сейчас глагол, как часть речи, поэтому давайте вспомним все, что мы уже знаем о глаголе: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, какие формы есть у глаголов. Какой постоянный признак изучили… Давайте определим, в какой форме стоит наш глагол и какого он вида.

А теперь поставьте его в начальную форму. Что получилось? Я попросила учеников 3 класса, которые еще не изучали эту тему, поставить глагол в н.ф. Вот какие варианты у них получились. (слайд 4) Обратите внимание на транскрипцию – в обоих глаголах в конце слышится [ца].

Кто из учащихся прав? Как это узнать? А есть ли глагол закончится?

Кто может назвать тему нашего урока? На какие вопросы мы ответим? (слайд 5)

Прочитайте, что записано на доске. (слайд 6)

Посмотрите на подчеркнутые слова. Что у них общего? (на конце слышится ца). Как же определить, когда надо писать ЦА, а когда ТЬСЯ или ТСЯ?

Посмотрим. Верные ли выводы вы сделали. (слайд 7)

Вы можете выбрать тот способ проверки, который вам наиболее удобен.

А теперь для отработки умения выбирать верный способ написания, выполним упражнение 2 на стр. 101. (слайд 8)

Проверим. В каких словах вы написали в конце ЦА? ТЬСЯ? ТСЯ? Прочитайте.

Сейчас я раздам вам карточки, на которых вы увидите таблицу. Я буду читать слова, а вы должны закрасить тот квадратик, в который вы поместили бы это слово в зависимости от того, каким буквосочетанием оно оканчивается.

Задуматься, льется, мириться, столица, учится, красавица, лечиться, трудится, умываться.

Если вы все сделали верно, у вас должен получиться такой рисунок: слайд 9.

Кто не справился с заданием? В чем возникли трудности?

  1. Закрепление.

Как узнать, какими буквами обозначить звукосочетание ЦА на конце слов?

Выполним задание, в котором вам предлагается выбрать верное написание глагола в выражениях и проверим. Насколько хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему.

  1. Итог урока.

Кто может сделать вывод из сегодняшнего урока? Выполнили мы поставленные задачи? (Слайд 10)

  1. Домашнее задание. Слайд 11.

  1. Для тех, кто уверен в том, что хорошо усвоил тему и хочет получить «5»

  2. Для тех, кто сомневается, что тема достаточно хорошо отработана, и считает, что он не справится со сложным заданием.

  3. Для тех, кто не уверен в своих силах, кто хочет еще раз отработать правило по образцу.



  1. Выставление отметок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ