Конспект урока на тему "Звуки и буквы"

Тема: Звуки и буквы

Цели:

Создать условия для закрепления умений называть различие между звуком и буквой.

Способствовать развитию артикуляционного аппарата, на основе выполнения артикуляционной гимнастики; логического внимания и мышления на основе решения проблемных ситуаций; развитию речи; расширению словарного запаса.

Содействовать воспитанию культуры общения в парах и в классном коллективе, повышению интереса к предмету, мотивации к учению и активизации деятельности учащихся через использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные” «?»; карточки для самооценки.

Планируемые результаты:

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, логическое внимание, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность, осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией.

Предметные: знают различия звука и буквы, умеют распознавать условные обозначения звуков речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

формулируют учебную задачу урока; удерживают цель деятельности до получения ее результата; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят коррективы; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий.

Коммуникативные:

характеризуют качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризуют существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводят доказательства истинности проведенной классификации;

Познавательные: классифицируют объекты (объединять в группы по существенному признаку); строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.



















Ход урока

I. Орг. момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Друзья, посмотрите друг на друга, и подарите улыбку.

 Русский язык непременно вам поднимет настроение.

- Сейчас у нас урок русского языка.

II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности 

- Прочитайте девиз нашего урока:

- Как вы понимаете его значение? (Грамотный человек всегда и во всем добивается успеха, поэтому грамоте нужно учиться обязательно!)

  • На наш урок пришли сказочные герои: лисичка – сестричка и волк – зубами – щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.

Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе – Премудрой, а сколько к Волку. А мы узнаем это по результатам вашей работы в конце урока. Свою работу во время урока вы будете оценивать на листах самооценки.

1. Артикуляционная гимнастика.

Лисичка – Премудрая предлагает вам выполнить артикуляционную гимнастику. Смотрим в зеркала и выполняем упражнения.



2. Формулирование темы и целей урока.

- Для чего мы выполнили артикуляционную гимнастику? (Чтобы хорошо произносить звуки речи, правильно говорить)


Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой  речи.     Давайте и мы это сделаем:

- Как шипит змея? ш - ш – ш             

- Как рычит тигр?      р - р – р              

 - Как жужжит жук? ж-ж-ж

- Что мы сейчас делали? Произносили звуки.

- Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....(буквы).

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О звуках и буквах)

- Назовите тему нашего урока: «Звуки и буквы» (Слайд)


- Сегодня мы начинаем новый раздел, и будем говорить о звуках и буквах.

- Откройте учебники на стр. 77. Прочтите тему раздела. (Звуки и буквы).

- Что мы узнаем при изучении этой темы?

- Откройте учебник на с.78, прочтите тему первого урока этого раздела. Чему мы будем учиться? (Различать звуки и буквы) (слайд 6)

Какие цели поставим перед собой на уроке? (Слайд )

Работа по учебнику. Упр.115 (с.78)

- Прочитайте, какое настроение создают эти строки? Объясните значение слов:

- Прочтите строки выразительно передавая интонацией настроение.

- Из чего состоят слова письменной речи? (из букв)

- Из чего состоят слова устной речи? (из звуков)

- Спишите предложения.

Самооценка на листах самооценки.

Вывод:

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

- Что такое буква? (Знак для обозначения звука).

Физминутка  (Слайд 8 ) (Лесная – анимированная)

Самостоятельная работа.

- Откройте тетради, найдите упражнение. Что нужно сделать?

(Нам нужно вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова.)

Самопроверка.   Самооценка на оценочных листах.

Упр. 117 (с.79)

- Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами.

- Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)

- Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? (часто пишем не так, как слышим) Давайте это проверим в

Физминутка для глаз Слайды



Найдите слова, отличающиеся друг от друга одним звуком. (Устно.)

Создание проблемной ситуации: 

- Определите, верно ли Волк решил такие языковые задачи: «В слове конь четыре буквы. Значит, и звуков тоже четыре. В слове яма три буквы, значит, и звуков три». Обсудите в паре.

- Чтобы это выяснить, что мы должны сделать? (Выполнить звуковой анализ слов)

Самостоятельная работа в парах.
- Что вы выяснили?
(Волк неправильно определил количество звуков в словах)

- Почему, как вы думаете? (Не знает, что буква Ь звука не обозначает, а буква я в слове яма обозначает 2 звука)

Проверка:

Самооценка.

Домашнее задание:

Индивидуальная работа на карточках.

Лисичка Премудрая хочет познакомить вас с новым словарным словом. Отгадайте его. Запишите словарное слово в тетради для словарных слов. Запомните.


IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставляю на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Ставлю между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашиваю:

- Какой   вопрос задавали в начале урока? (Чем отличаются звуки и буквы?)

- Ответьте на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

 -  Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

      Буквы                                                 Звуки

                                      Гласные                                    согласные

                Ударные       безударные                 глухие          звонкие

                                                                                           твердые           мягкие

-Что мы повторяли, составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

Оцениите свои ответы. Поставьте оценку за урок.

  Итог урока. 

- Скажите, на какой  главный вопрос  мы нашли ответ? (Чем буквы отличаются от звуков?)

Закончите предложения.

- Оцените свою работу на уроке на оценочных листах. Посчитайте свои плюсики. Поставьте себе оценку.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какой вид работы запомнился больше всего?

- Что было интересно? Какое задание было сложным?

- Понравился ли вам урок?

- А теперь давайте посмотрим, в команду какого сказочного героя вы попадаете: у кого 4 и 5 к умной Лисе. У кого 3 и меньше, тот попадает в команду Волка.

- Наши герои прощаются с вами. Даже Волку понравилось, как вы занимались на уроке. Глядя на вас он решил взяться за ум и начнет учится. Ему тоже хочется стать таким целеустремленным , находчивым и грамотным как и вы, ребята.

Домашнее задание:

Отгадайте словарное слово:

- Первый слог, как в слове окно. _______

- Второй слог, как второй слог в слове утята._________

-Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [п]. ____

-Непарный звонкий согласный из слова жираф. ____

-В конце слова буква не гласная и не согласная. _____

Напишите слово: __________________

__________________________________________________________________________ Отгадайте словарное слово:

- Первый слог, как в слове окно. _____

- Второй слог, как второй слог в слове утята. _________

-Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [п]. _____

-Непарный звонкий согласный из слова жираф. _____

-В конце слова буква не гласная и не согласная. _____

Напишите слово: __________________

__________________________________________________________________________ Отгадайте словарное слово:

- Первый слог, как в слове окно. ______

- Второй слог, как второй слог в слове утята. ______

-Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [п].____

-Непарный звонкий согласный из слова жираф._______

-В конце слова буква не гласная и не согласная. ______

Напишите слово: __________________

__________________________________________________________________________ Отгадайте словарное слово:

- Первый слог, как в слове окно. ________

- Второй слог, как второй слог в слове утята. _________

-Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [п]. _____

-Непарный звонкий согласный из слова жираф. ______

-В конце слова буква не гласная и не согласная. _____

Напишите слово: __________________



Лист самооценки.

Ф.И._____________________________

Задание

1

Задание

2

Задание

3

Задание

4

Задание

5

Задание

6

Итого.








«+» - выполнил задание правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности.

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

Лист самооценки.

Ф.И._____________________________

Задание

1

Задание

2

Задание

3

Задание

4

Задание

5

Задание

6

Итого.








«+» - выполнил задание правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности.

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____







Буквы

Звуки

гласные

согласные

ударные

безударные

глухие

звонкие

твердые

мягкие

?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ