Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ»

Краснодарский край Кавказский район станица Казанская

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида






Конспект урока по письму и развитию речи на тему:

«ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ»

».






Подготовила и провела:

Сурнева Галина Николаевна

Учитель 2 класса












Тема: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ

Задачи: систематизировать знания учащихся по правописанию буквосочетаний «жи-ши»; сформировать навыки правописания слов с этими сочетаниями; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.

Ход урока

I. Упражнение на развитие внимания.

  • Рассмотрите картинки. Запомните, кто на них изображён, что делает. (Картинки убираются.)

  • Кто изображён на первой картинке? Что делал мальчик? Около чего стоял мальчик? Что держал мальчик в руках? И т. п.

Н. Минутка чистописания.

Ш и Ши

Шила в мешке не утаишь

Ж и Жи

Жизнь дана на добрые дела

III. Введение в тему урока.

  • Прочтите скороговорки, записанные на плакате.

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

  • Трудно ли было вам их произносить?

-Давайте прочтём ещё раз эти скороговорки. Какой звук слышится часто в словах первой скороговорки? ([Ш].) Давайте все дружно пошипим.


  • Читаем хором-вторую скороговорку., Какой звук слышится чаще? ([Ж].) Как произносятся эти звуки в словах: твёрдо или мягко?

и» Мы начинаем с вши изучать новый раздел «Гласные после шипящих».

  • Ребята, можно ли звуки [Ж], [Ш] произнести так, чтоб они Стали мягкими? Попробуйте. Не получается? Какой вывод можно сделать? (Звуки [Ж], [UIJ - всегда твёрдые, это шипящие звуки.)

  • Кто сможет вспомнить правило написания сочетаний с данными буквами?

IV. Правописание «ЖИ-1ПИ».

  • Прочитайте скороговорку: Щёткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.

  • В этих словах есть шипящие звуки? Назовите их. '(Звуки

т ш

-Мягко или твёрдо они произносятся? Какой вывод можем сделать? (Ч, щ всегда мягкие согласные звуки.)

  • Прочитайте четверостишие.

Шшшу-шшшу я мышка, шуршу.

Жжжу-жжжу - я жук и жужжу.

Чччок-ччччок - стучал каблучок.

Щщщёлк-щщщёлк так. Щёпкал замок.

В этих словах еЬть шипящие звуки? Назовите их. (Ш, ж, ч, щ - шипящие согласные)

Сравните произношение шипящих звуков. Мягко или твёрдо ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ?

  • А сейчас отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.

Пьёт бензин, как молоко, Мы - проворные сестрицы,

Может бегать далеко, Бегать быстро мастерицы.

Возит грузы и людей, В дождь — лежим,

Ты знаком, конечно, с ней? В снег - бежим,

(Машина.) Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

-Прочтите, что записали. Подчеркните твёрдые шипящие одной линией. Какая гласная буква записана после твёрдых шипящих?

  • Запомните правило:

Жи и ши, жи и ши - С буквой И всегда пиши!

  • Интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, но в буквосочетании ЖИ и ШИ пишется буква И. Это новое правило, которое нужно выучить и запомнить. « яь А -

Все сочетания жи и ши Только с буквой и пиши!

  • Чтобы лучше запомнить это правило (орфограмму), давайте прочитаем шуточное стихотворение и выполним небольшое задание.

Учитель пишет на доске слова с пропщ^ттшиещтами. Е..гу.:, шор,„„ чи.ц Ма.,ны, ..ны, гара...

Ты в сочетаньях ... и ...

Лишь И Шщ Лишь И пи..!

  • Вставьте недостающие слоги»

  • Прочтем хором это стихотворение. Запишите его в тетрадь.

  • Найдите в тексте слова с ЖИ и ШИ ц подчеркните карандашом сочетания ЖИ и ШИ.

  • Прочтите вторую строчку. Найдите в данной строчке «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»?

  • Что же мы узнали? Какое правило выучили?

Физкультминутка

  • Если услышите слово с сочетанием ЖИ, приседайте и хлопайте в ладоши. Если услышите слова с сочетанием ШИ, прыгайте-

Ёжик и ёршик - колючи,но всё же

Ёжик и ёршик совсем не похожи:

Ёршик при виде врагов не тревожится,

Ёжик тотчас же пытается съёжиться.

V. Итог урока.

  • Назовите твёрдые шипящие звуки; мягкие шипящие.

  • С каким правилом сегодня познакомились на уроке? -Приведите примеры слов с сочетаниями ЖИ и ШИ.

  • Запишите слова. Подчеркните сочетания ШИ и ЖИ.

  • Как произносятся согласные в этих сочетаниях?

  • Какая гласная написана после твёрдых шипящих? Почему?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ