Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание орфограмм корня"


МОУ «Средняя общеобразовательная татрско –русская школа №65

с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани
















Изучение темы

«Правописание орфограмм корня»

с компьютерной поддержкой

















Учитель начальных классов

2 кв. категории

Н.В.Самаркина





Казань-2010

Тема: Правописание орфограмм корня.

Цель: повторить изученные орфограммы, расширять словарный запас, развивать память, орфографическую зоркость учащихся, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, выставка книг «Охрана природы в наших руках» , рисунки детей.

ТО: интерактивная доска.


Вид урока: урок-практикум

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в рок.

-Умные глазки смотрят на меня. Улыбнулись гостям и друг другу. Каждый себе скажет: «У меня всё получится!»

2. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были определить значения слов: океан радости, океан любви. По желанию вы могли нарисовать эти слова. Какие краски вы использовали при этом? Расскажите…

3. Определение темы урока.

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие по островам океана, океана орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами, которые определяют написание гласных и согласных в корне слов. Давайте покажем наши знания этих законов.

4. Каллиграфическая минутка.

-Как вы думаете, на чём мы отправимся в путешествие?

_______________________________

__к\ о\ р\ а\ б\ л\ ь_____________________________

-Правильно, на корабле.

-Пропишите это слово правильно и красиво.

-Выделите орфограмму в этом слове. Что это за орфограмма?(непроверяемая безударная гласная)

-Подберите однокоренные слова.

Корабль-кораблик, корабельный.

-Придумайте предложение соответствующей этой схеме

-Выполните синтаксический разбор предложения.(Обращение к памяткам)



5. Лексико-орфографическая работа.

-Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами.

Возьмите карточку №1.

Посмотрите на транскрипции и догадайтесь, какие овощи мы возьмём с собой. Запишите их грамотно.

КАПУСТА- КАРТОФЕЛЬ-

МОРКОВЬ- ПОМИДОР-

ОГУРЕЦ- ГОРОХ-

(Проверка с комментированием и выделением орфограмм)

-Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные. (помидор)

-Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную «о» (морковь, огурец, горох)

-Какую гласную надо запомнить при написании слова «капуста»? ( -Почему написание этих слов надо запомнить?

(Безударные гласные в этих словах нельзя проверить ударением)

-Оцените свою работу. (У кого правильно, тот берёт одну фишку)

Возьмите карточку №2.

-Сделаем фонетический разбор слова « картофель»

Картофель -3 слога, 3 гласн.,5 согласн.,9б.,8 зв.

(Один ученик разбирает у доски)

-Оцените свою работу.

6. Повторение пройденного материала.

1)Упражнение в правописании однокоренных слов.

-Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. Такие дни раньше называли ПОГОДА. Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице НЕПОГОДА. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.

(На доске: п-года –неп-года)

-Какую букву будем писать? Давайте обратимся к словарикам.

(Запись в тетради детьми слов)

-Как называются эти слова в русском языке? (Антонимы- слова противоположные по значению).

-Можно ли проверить безударную гласную в каждом из этих слов?

(Нет, написание этих слов нужно запомнить. Это – словарные слова.)


Возьмите карточку №3.

-Подберите к схемам однокоренные слова.

Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

-Оцените свою работу.

7. Физкультминутка

2)Упражнение в написании слов с безударными гласными.

-Итак, мы приближаемся к острову «Безударных гласных». Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их может только ударение. Как вы думаете почему?

(Проверить безударную гласную можно ударением)

(Работают у доски 3 учащихся)

1.К-менистое дно-камень.

К-лючий ёрш- колет.

М-л-дая чайка-молодость, молоденький.

2. П-тнистый осьминог- пятна.

П-л-сатый краб- полосы, полоска.

Ск-листый берег- скалы.

3.М-рской конёк- море.

С-лёные брызги- соль.

К-товая акула-кит.

Класс берёт карточку №4.

З-л-неют водоросли –зелень, зелёный.

В-лнуется море- волны.

Пос-лился рак- поселит.

Уд-вительная рыба- диво.

Вд-л-ке от острова- даль, далёкий.

-Оцените свою работу.


3) Упражнение в написание слов с парными согласными на конце и в середине слова.

-Плавание продолжается. На нашем пути остров «Парных согласных».

Здесь ещё звуки не проснулись. Произнесите звуки парами, и «спящие» тут же проснутся.

(Дети называют парные по глухости – звонкости звуки)

-Правит этим островом господин Гласный.

-Кто догадался почему?

(Учащиеся рассказывают правило проверки парных по глухости – звонкости согласных на конце и в середине слова)

-Сейчас вы должны доказать своё умение правильно писать слова с орфограммой «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова».

Возьмите карточку №5.

-Прочитайте текст выразительно. Напишите слова вставляя пропущенные буквы. Подберите к ним проверочные слова.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.

- Озаглавьте текст.

(Подводное царство)

-Оцените свою работу.

-Вспоминая о морских жителях, мы вспоминаем и о других животных и растениях. И некоторые из них занесены в Красную книгу.

(Обращаю на выставку книг «Охрана природы в наших руках»)

-Чтобы сохранить всё это, мы будем беречь природу.

4)Письмо по памяти.

- Смотрите, вот ещё один остров!

«Непроизносимые согласные»)

-Что нужно делать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

(Учащиеся рассказывают правило проверки слов с непроизносимыми согласными)

-А теперь задание.

-Нужна ли буква на месте вопросительного знака? Докажите свой ответ.

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

(После объяснения правописания слов, учащиеся записывают двустишие по памяти. )

-Оцените свою работу.

5) Самостоятельная работа.

-Наш корабль приближается ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты. На этом острове живут те, кто пишет с ошибками.

-Они предлагают вам записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы все хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения.

Морские жители – известные хитрецы. Они всегда прячутся от своих врагов.

(Самостоятельная проверка учащимися)

-Оцените свою работу.

8. Итог урока.

-Возвращаемся домой.

-Какие три правила учат нас правильно писать буквы в корне слова?

-Посчитаем фишки. Кто сколько набрал? (Оценивание учащихся)

9. Домашнее задание.

1. По данному началу продолжить текст про морских жителей и выделить все знакомые орфограммы.

2. Записать по 4 слова к каждой орфограмме.



































Карточка №1

Посмотрите на транскрипции и догадайтесь, какие овощи мы возьмём с собой. Запишите их грамотно.

(КАПУСТА)- (КАРТОФ*ИЛ*)-

(МАРКОФ*)- (ПАМИДОР)-

(АГУР*ЭЦ)- (ГАРОХ)-


Карточка №2

Выполните фонетический разбор слова

картофель-



Карточка №3

Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.



Карточка №4

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова


З-л-неют водоросли –зелень, зелёный.

В-лнуется море- волны.

Пос-лился рак- поселит.

Уд-вительная рыба- диво.

Вд-л-ке от острова- даль, далёкий.



Карточка №5

Прочитайте текст выразительно. Напишите слова вставляя пропущенные буквы. Подберите к ним проверочные слова.

Легко, как тень, ры-ки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Выле- из-под камня кра-. Уплыл из своего домика ёр-, уползла его сосе-ка ули-ка.

Озаглавьте текст.

















Памятка №1


Синтаксический разбор предложения

1.Главные члены:

подлежащее ______ кто?что?

сказуемое ______что делать?

______

2.Второстепенные члены предложения:

дополнение - - - - - -(падежные вопросы, кроме им.п.)

определение (какой? ,-ое? ,-ая?,-ие?)

обстоятельство -. -. -. -. -.(где?,куда?,откуда? как? и т .д.)


1.По цели высказывания (повест., побуд.,вопрос.)

2.По интонации (невоскл., воскл.)

3.Грамматическая основа (подлеж., сказуемое)

4.(Распр.,нераспр.)

5.Однородные члены ( есть или нет)
































Литература

1.Учебник русского языка .3 класс. С.В.Иванов.-М.:Вентана-Граф,2006.

2.Занимательные материалы. Т.В.Титкова.-М.:Вако,2008.

3. Развивающее обучение в начальной школе. Г.В.Шакина.-Волгоград.:Учитель,2008.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ