Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные" 2 класс
Русский язык. 2 б класс.
Проект «Книга на уроке» ( По произведению А.П. Чехова «Каштанка») КайдаловаТ.В.
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Планируемый результат:
-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.
Умения:
- разделять названия животных и их клички; 
- записывать имена людей с большой буквы; 
- записывать клички животных с большой буквы; 
Воспитательная задача: воспитывать уважения к старшим, любовь к братьям нашим меньшим, ответственность и бережное отношение к ним , работать над культурой поведения (клички). Учить детей быть милосердными, уметь сострадать и протягивать руку помощи тому, кому в данный момент особенно трудно.
Ход урока.
- Орг. момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 мин – жужжащее чтение
- Что такое орфограмма? (Орфограмма – опасное место в слове) Какую орфограмму мы отрабатывали на последних уроках (Мы изучаем тему «Имена собственные»).
- Как же пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
- Сегодня мы будем продолжать отрабатывать орфограмму «Имена собственные» и научимся различать имена нарицательные и поможет нам в этом А.П. Чехов
 
- Каллиграфия 
 
Словарная работа.
 
 
 
К к
Кштнк - раздели на 2 группы
- Что вам помогло разделить на группы? (Знание звуков)
- Какая буква лишняя? (ш – всегда твёрдая, н - непарная)
- Что их объединяет? (Все согласные)
- Если добавим гласные можем получить слово… (Каштанка)
- Как записать это слово без ошибок? (Посмотреть на словарь)
- Подберите к этому слову однокоренные слова (каштан, каштановый)
- Выделите морфему. Что такое морфема? (Часть слова)
- Что вы можете сказать про слово «Каштанка» (Отв на кто? Собственное)
- Почему собаке дали такую кличку? (рыжая,, похожа на спелый каштан)
- - Какую кличку дал незнакомец Каштанке? (Тётка)
- Запишите это слово и проведите звуко-буквенный анализ.
- Почему буква ё превратилась в звук о? (Стоит после мягкого т)
- в каких случаях буква ё обозначает 2 звука? (После гласного)
- зв-букв анализ слов: Услыхав своё имя…он даёт много есть…
- Новая тема 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Закрепление
- Посмотрите на экран: Что вы видите? (собака, гусь, свинья, кошка)
- Как назвать всех сразу? (дом жив)
- Почему я предлагаю вам для работы именно этих животных? Что их объединяет? (герои рассказа)
- Кто может быть лишний? (гусь) Запишем это слово. Что вы о нем запомнили? Найдите описание в книге.
Как его называл хозяин? (Иван Иваныч)
- Для чего мы даем клички животным? (Мы даем клички, чтобы животное имело свое собственное имя. Без имени никак нельзя. Если нет имени, то мы никто, ничто).
- Какого правила придерживался автор, когда писал его кличку? (имена собств) давайте мы тоже запишем рядом кличку придерживаясь этого правила.
- А теперь вспомним и запишем имена остальных обитателей комнаты с оборванными обоями. (собака Каштанка, гусь Иван Иванович, кот Фёдор Тимофеевич, свинья Хавронья Ивановна ) 
- А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)
- Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему?
-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.
Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич
- физминутка 
Покажите гуся, кота, собаку, свинью
 
- Групповая работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инструкционная карта:
- Все: Найдите в рассказе имена людей(Лука Александрыч, Марья, Федюшка, Жорж, Арабелла) 
- Выберите диктующего 
- Диктующий: правильно диктует эти имена, остальные записывают. 
- Выберите Проверяющего. 
- Проверяющий проверяет правильность написания имён людей по образцу. (Образец после написания группой слов выдается каждому проверяющим) 
- Как вы думаете почему автор дал животным человеческие имена? А свинье чуть «другое»? (уважительное, добродушное, партнёрское, гуманное отношение) 
- Вместе обсудите ответ 
- Оценивающий читает выполненные задания. 
- На доске оценить работу группы в шкале оценки. 
Рефлексия
- Что такое имена собственные?
- Что такое имена нарицательные?
- Что мы сегодня узнали нового?
- Что вспомнили?
- С каким произведением был связан наш урок?
- Чему учит нас этот рассказ?
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ