ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Имя существительное" 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Гребенькова Наталья Валерьевна
3 класс
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Характеристика этапов урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые умения
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
-Чего вы ждете от этого урока?
- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
Кто такие исследователи?
Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы
- Для того, чтобы получать новые знания.
- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…
- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.
- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.
Дети повторяют.
Дети работают с толковыми словарями.
Находят значение слова «исследователь»
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)
Цель: Актуализировать представление об имени существительном
1. -Что вы любите делать больше всего?
- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- В слове обязательно должен быть суффикс?
- В слове вьюга пишется Ъ знак?
- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?
-В слове яблоко первый звук [й]?
- Слова глупый и умный – антонимы?
- В слове пошел приставка па-?
- Приставка стоит перед корнем?
- Подлежащее может быть только существительным?
- Мы с вами уже все знаем об имени существительном?
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?
Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.
(Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака)
- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.
- Почему же вы допустили ошибки?
-Как вы думаете, в чем трудность?
Играть.
Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»
Да.
Нет.
Нет.
Да.
Да.
Да.
Нет.
Да.
Нет. Да.
Конечно, хотим. А как?
Дети выписывают слова.
-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.
Предметные:
называть предметы и их действия;
знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;
Метапредметные (УУД)
познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
находить ответы на вопросы, используя информацию
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
овладевать умением прогнозировать;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- определять общие для всех правила поведения.
Постановка проблемы (2-3 мин)
Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.
Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
1.Находить имена существительные среди других слов
2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
3.Узнавать значение имен существительных.
4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
Предметные: определять части слова; находить нужные буквы.
Метапредметные (УУД)
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: высказывать свое предположение;
коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность
действий на уроке.
Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)
Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков
1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.
2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:
а) выпиши только имена существительные.
б) докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах.
1.Слушать друг друга
2.уметь уступать
3.Уметь договариваться
4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило
Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить
Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.
Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка
Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?
Обозначают предмет
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Физминутка (3 мин)
-Мы немного устали. Подвижная физминутка
Дети выполняют подвижную физминутку.
Первичное закрепление нового материала (7-8 мин)
Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.
Работа в парах над рубрикой
«Давай подумаем»
Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?
Что понимают под этим словом?
Верны ли наши предположения?
Прочитаем об этом в рубрике
«Обрати внимание»
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.
Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.
Нужно разделить слова на два столбика:
1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?
2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Комментируем свой выбор.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.
- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
- Какие слова составили?
Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
Дети работают в группах.
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)
Ответы детей.
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)
Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой
-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.
Проверка со слайда.
Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
В чем испытывали трудности.
Хотим.
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.
Затем проверяют работу по эталону
Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.
Метапредметные (УУД)
регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;
познавательные: осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Оцените свою работу и работу товарищей.
В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?
Выставляются оценки.
Самооценка деятельности
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Подведение итога урока (2-3 мин)
Цель: подвести итог работы на уроке.
Над какой темой работали?
Каким правилом пользовались?
Где будем использовать полученные знания?
Работали над темой имя существительное.
Дети еще раз повторяют правило.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание (2-3 мин)
Комментируется дом. задание.
Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Все слова обозначают предмет
познавательные:
осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ