Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам"
Тема: Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.
Цели:
Научить различать глаголы настоящего времени по лицам.
Развивать умения употреблять глаголы в тексте, развивать мышление, речь, орфографическую зоркость.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с упражнениями, таблица «Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам», рисунки.
Ход урока.
I Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II Проверка домашнего задания.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
Как вы думаете, о какой части речи говорится в этом отрывке? (о глаголе)
Почему? (глаголы обозначают действие или их состояние)
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по необыкновенному городу Глагольску.
Перед тем, как отправимся в путь, проверим д/з. (упр. 57, стр. 29).
Рисуют красками,
плывет по реке,
занимается музыкой,
любуется природой,
пишет на доске,
растут на дереве.
Что объединяет все эти глаголы? (время)
Какого времени эти глаголы? (настоящего)
III Ввод в тему.
Тетадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
(Запись числа. Классная работа.)
Итак, в путь!
Возьмите листики. (учитель читает текст)
Мальчик Васенька у окошка сидит
И тихонечко ногой шевелит.
Вот к окошку подходят друзья,
Предлагают они соловья.
“Я все вижу”, - он им ответ дает.
И тихонько птицу он себе берет.
Ну а птица не простая,
Знает больше попугая.
Говорит она ему: “Я не знаю,
Почему решил меня ты приютить,
Коль уж так, тому и быть.
Надо тайну мне открыть”.
(учитель читает задание)
Но сначала, мой дружок,
Перечитай-ка весь стишок.
На глаголы посмотри
И на группы раздели.
(здесь есть глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени и в неопределенной форме).
Приведите примеры.
Выпишите только глаголы в форме настоящего времени, устно укажите вопрос.
(Сидит, шевелит, подходят, предлагают, вижу, дает, берет, знает, говорит, не знаю)
Птичка молвила такое словцо,
В нем загадка и разгадка.
Итак, слово лицо.
Что это такое? У кого и у чего может быть лицо?
(Лицо – это часть головы, лицо – это имеется в виду человек, лицо – может быть у личных местоимений)
IV Работа по развитию речи.
На переносной доске:
Лицо - человек; часть головы человека; лицо ткани (противоположное – изнанка); лицо здания (фасад); лицо монеты.
Посмотрите, какое любопытное слово – сколько разных предметов оно обозначает. А я предлагаю прочитать следующие выражения. Они меня очень заинтересовали, поэтому я хочу с вами поделиться.
На переносной доске:
С лица воду не пить. Я тебя выведу налицо. (расскажу всю правду) Не ударить в грязь лицом.
Как вы понимаете эти выражения? Придумайте ситуации, когда можно их использовать.
V Тема урока.
Посмотрите, такой замечательный русский язык! Сколько нам может рассказать одно слово! Но и это еще не все тайны. Вот, например, глаголы в форме настоящего времени имеют лица. Понаблюдайте.
На доске:
Я иду, и ты идешь, А навстречу нам идет прямо по речке теплоход. Мы идем, они идут, Вы идете рядом тут.
Глаголы, как и местоимения имеют три лица.
Таблица на доске:
Ты, вы – 2-е лицо, когда мы обращаемся к собеседнику. Он, она, оно, они – 3-е лицо, когда говорим о тех людях, которых нет с нами.Я, мы – 1-е лицо, когда человек говорит о себе.
Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(что глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам, что они имееют 3-и лица, 2-а числа)
ФИЗМИНУТКА.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VI Работа по учебнику.
Правила, стр.33
Упражнение 67 – две строчки (вместе с комментарием)
Что объеденяет эти глаголы? (время, число)
Какого времени, какого числа эти глаголы?
3. Упражнение 68 – две строчки (выполняют самостоятельно, взаимопроверка),
Что объеденяет эти глаголы? (время, число)
Какого времени, какого числа эти глаголы?
VII Опережающее обучение.
Сейчас я предлагаю очень сложное задание. Я буду называть глагол, а вы должны назвать новый глагол, выполнив условие.
Как будет звучать глагол дует в форме 2-го л. ед. ч. (дуешь).
Как будет звучать глагол ревёт в форме 3-го л. мн. ч. (ревут).
Как будет звучать глагол стучит в форме 1-го л. мн. ч. (стучим).
Как будет звучать глагол свистит в форме 2-го л. ед. ч. (свистишь).
Как будет звучать глагол качает в форме 3-го л. ед. ч. (качает).
Как будет звучать глагол срывает в форме 1-го л. ед. ч. (срываю).
Как будет звучать глагол поёт в форме 3-го л. ед. ч. (поёт).
VIII Работа по развитию речи.
К какому существительному можно отнести эти глаголы? (ветер)
Составьте предложения с существительным ветер и с любым из данных глаголов.
А теперь запишите следующее предложение:
Ветер шуршит жёлтыми листьями и поёт.
IX Работа с предложением.
Обратить внимание на нижнее соединение букв.
Какие орфограммы встретились в словах при написании предложения.
Дать характеристику предложения.
Разобрать по членам предложения, указать части речи.
X Домашнее задание: стр. 33 упражнение 68 (3 - 4 строки).
XI Рефлексия.
Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Я благодарю вас всех.
О какой же части речи мы говорили на уроке? (о глаголе)
Что такое глагол?
Какого времени бывают глаголы?
Как изменяются глаголы настоящего времени?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ