Тема : Изменение имен прилагательных по родам
Тема : Изменение имен прилагательных по родам.
Цель:
Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, показать его речевую функцию.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – усвоение новых знаний
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Материалы: учебники, словари, индивидуальные карточки.
Формирование УУД:
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
Познавательные умения:
- определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;
- определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
• Рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного.
На уроке используются элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);• игровые;• личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);• информационно – коммуникационная технология
технология разноуровневой дифференциации
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация
Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия, создать психологический настрой на урок.
- Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- А какими видите себя на этом уроке?
- А мне что пожелаете? Спасибо.
Записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
Мы с вами пишем буковки в алфавитном порядке, какая у нас сегодня буква по очереди?
Р.р.
Словарная работа
Выпишите из словаря 4 слова, которые начинаются на эту букву, по следующим признакам.( на доску)
Синоним к слову дети
Название полевого цветка
Название страны ,в которой мы живём.
Наш родной язык
Подчеркните те буквы написание, которых мы запоминаем. Взаимопроверка.
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово. Почему оно лишнее? Подчеркните его.
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово русский
Какой частью речи является наше слово русский (Имя прилагательное).
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы оно отвечает?
Что обозначает?
Для чего в нашей речи нужно имя прилагательное?
Работа с учебником.
Откройте учебник стр 108. Давайте распределим роли .Аня-Яна
Умный совёнок -Артём
Иван Иваныч- Дима Сапрыкин
Давайте поработаем с упр 192
Работа в паре. закрепление умения задавать вопрос)
Постановка проблемной ситуации (интер доска) 193,
Как вы думаете, почему у прилагательных разные окончания?
СХЕМА
Могу! Думаю! Знаю!
Хочу! Решаю! Делаю!
Научусь!
«Открытие» нового знания.
-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)
- Сформулируем цель нашего урока.(Научиться определять род имён прилагательных)
194
Иван Иванович
Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
________________________________________________________________
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Ещё ребята, такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным
Работа в группе упр 195
Физминутка
Работа в паре задания:
1. Прочитайте словосочетаниЯ.
2. Укажите имена существительные и имена прилагательные.
3. Определите род имён существительных.
4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.
5. Выделите у прилагательных окончания.
Красивое платье, весёлый человек, ясная погода. 1 пара
Воздушный шарик, любимое варенье, ласковая бабушка 2 пара взаимопроверка.
Индивидуальная работа у доски.? В тетрадях?
( какие ошибки допущены при записи пословиц? Исправьте ошибки, запишите свой вариант)
Дифференцированная работа
Цель: закрепить полученные знания при выполнении заданий разного вида.
Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на красной карточке, кто сомневается – на желтой, кто не уверен в себе – на синей.
Красная карточка.
К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов.
Тихий –
Голубой –
Красивый –
Розовая карточка.
К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.
Повидло –
Ягода-
Мяч-
Зелёная карточка.
Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.
Яркое, ласковое, весеннее ____________.
Мягкий, теплый, пушистый __________.
Дальняя, трудная, незнакомая __________.
Итог урока:
Чем сегодня занимались на уроке?
Что нового узнали?
Рефлексия:
Я очень хорошо понял тему урока и даже могу поделиться своими знаниями с товарищами.
Я хорошо понял тему урока, но пока нуждаюсь в помощи со стороны учителя.
Я ничего не понял на уроке
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ