Тема урока: «Мир слов. Архаизмы, неологизмы, омонимы»

Тема урока: «Мир слов. Архаизмы, неологизмы, омонимы»

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма проведения: урок-симпозиум.

Цели урока:

Образовательные.

Обобщить теоретические основы вопросов по теме «Активная и пассивная лексика языка».

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях в нестандартной ситуации.Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:

Развивающие.

Содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности).

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные.

Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Урок проводился в нетрадиционной форме в виде «научного симпозиума», что способствовало высокой мотивации детей к изучению данной темы.

Все этапы урока были направлены на выполнение поставленных целей с учётом особенностей класса.

Этапы урока

Анализ урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

При проведении оргмомента визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку.

Чтобы настроить учащихся на работу, были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»). Учитель заинтересовал детей формой урока-симпозиум и тем, что они с удовольствием примерили на себе роли учёных, которые сначала исследуют слова, а затем выступят с сообщением.

Для этого класс был разделён на три группы, каждой группе были даны свои задания.


Устное сообщение.

Включение в деловой ритм.


Подготовка к работе

Актуализация изученного

На данном этапе проведена самостоятельная работа, которая способствовала актуализации знаний, связи данной темы урока с ранее изученным материалом и развитию монологической речи учащихся, применён фронтальный метод работы со всем классом. Обсуждение различных способов решения обеспечило закрепление знаний учащихся. Они вспомнили определение терминов, изученных ранее.

Данный этап урока способствовал формированию УУД:

1) Познавательных: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

2) коммуникативных: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

3) регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Этот этап начался с устной работы с применением ИКТ, а именно с загадок и отгадок, по которым учащиеся сформулировали тему урока и определили некоторые цели, что развивает интерес к уроку.

На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлась самостоятельная формулировка учащимися целей урока. Использование загадок позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету, такие задания создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и целей урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.

 Для решения поставленной задачи использовалась фронтальная форма работы. 

Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.


Активизирует знания учащихся.

Выявляет уровень знаний. Определяет

типичные недостатки.


Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

.

Постановка учебной задачи

Для создания проблемной ситуации учащимся было предложено практическое задание по тексту на новый материал, чтобы возник разброс мнений. Задание выполнялось в группах. Для успешного выполнения задания ученики должны были договориться между собой.

Выполняя задание по тексту, учащиеся вступали в диалог с учителем, осознали и выявили, что мир слов богат и разнообразен, и среди них есть архаизмы, неологизмы, омонимы, многозначные слова.

Через подводящий диалог ребята подошли к постановке учебной проблемы: «Что такое неологизмы и архаизмы?»

На данном этапе урока формировались следующие учебные действия:

регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; читать вслух и про себя текст, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группах, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока

Открытие нового знания

На этапе открытия нового знания каждой группе учащихся были предложены карточки с текстом. Нужно было найти неологизмы и архаизмы.

По окончании работы ребята объяснили свой выбор, ответили на вопросы, которые подвели их к формулировке определения непонятных слов. Если у учащихся были сомнения в выборе, то ответы можно было найти в словарях, которые были на соседних столах. Свои гипотезы ученики самостоятельно проверили, знакомясь с определением по учебнику.

Показателем усвоения учащимися новых знаний и умений являлась правильность их ответов в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

На данном этапе урока формировались следующие учебные действия:

познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций; читать вслух и про себя текст учебника;


Организует учащихся по исследованию

проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Развитие умений Применение нового знания

На этапе развития умений была организована творческая работа, которая состояла из двух этапов:

На первом этапе была проведена словарная работа, орфографическая работа, а также работа с использованием ИКТ, где наглядно было показано значение устаревших слов-архаизмов. По окончании работы ученики вновь пришли к выводу: архаизмы и неологизмы противоположны друг другу, а омонимы нужно отличать от многозначных слов.

На втором этапе учащиеся решали задачи развития речи. Ученикам было предложено составить предложения с омонимами, а затем найти многозначные слова и объяснить, чем они отличаются.

На данном этапе формировались УУД:

познавательные: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Устанавливает осознанность ситуации

Организует деятельность по применению

новых знаний.







Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Этап информации учащихся о домашнем задании

Учащимся дано дифференцированное задание:

  1. упр. носит репродуктивный характер (по образцу);

  2. упр. творческого характера: проанализировать слова, найти омонимы и многозначные слова.

Создание ситуации необходимости выбора задания способствует формированию самоопределения и утверждения собственной позиции ученика.




Рефлексия.

На заключительном этапе урока вырабатывались умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи.



Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



На уроке были использованы проблемно-поисковые методы обучения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования вопроса для исследования «Чем отличаются и сто общего между омонимами?» Поиск решения – это формулирование нового знания.

Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляли ученики в ходе специально организованного диалога. На этапе поиска решения ученики выдвигали и проверяли гипотезы, т.е обеспечивалось «открытие» знаний путём проб и ошибок.

Цель урока была достигнута, план реализован, расчётное время этапов урока совпало с реальным, на уроке были применены информационно коммуникационные технологии.

В течение урока не всегда соблюдались санитарно- гигиенические нормы:

  • работа с экраном превышала нормы;

  • не проводилась физминутка;

  • но зато частая смена видов деятельности и их рациональное сочетание;

соблюдение рабочей позы учащихся.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ