Тема: Однородные члены предложения
Тема: Однородные члены предложения.
Цель: создать условия для формирования умений писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.
Задачи:
-совершенствование умение правильно писать предложения однородными членами, связанными союзами и интонацией;
- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
-организация деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:
личностных УУД:
- самоопределение;
регулятивных УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
познавательных УУД
- формирование умений писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией.
коммуникативных УУД:
- инициативное сотрудничество;
Оборудование: учебник¸ рабочая тетрадь, опорные таблицы¸ карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер с мультимедиапроектором и экраном, презентация.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Ой, вы мальчики, мальчоночки,
Ой, вы, девочки, девчоночки!
Поудобнее садитесь,
И работать не ленитесь!
-Урок русского языка. У нас сегодня гости. Будьте внимательны, активны, и все будет хорошо.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Демонстрация слайда №1
(Поговорка)
Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья.
-Сегодняшний урок мы начнем с повторения пройденного. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа.
Демонстрация слайда №2
- Давайте вместе прочитаем строки из стихотворения Никитина и попробуйте рассказать, какую картину вы себе представили, читая эти строки:
Вот и солнце встает,
Из-за пашен блестит,
за морями ночлег свой покинуло,
на поля, на луга, на макушки ракит
золотыми потоками хлынуло.
(Какое время суток описывает автор? Каким качеством наделяет автор солнце (как он его изображает)? Как относится автор к этому времени суток?)
-Давайте запишем две первые строчки этого стихотворения. Напишем не только правильно, но и красиво. Это сегодня будет у нас чистописанием.
Вот и солнце встает,
Из-за пашен блестит.
-Найдите в этих строчках знакомые уже нам с вами орфограммы и отметьте их (самостоятельная работа).
-С какими орфограммами мы здесь столкнулись? (Непроизносимая согласная, безударные гласные в корне слова.)
- Посмотрите еще раз на эти строки. Что интересного мы можем заметить в этих строчках, посмотрев на них с точки зрения построения предложения? (Наличие однородных членов.) Однородные сказуемые: встает, блестит.
- А были еще в стихотворении однородные члены? (На поля, на луга, на макушки).
-Как связаны они между собой? (При помощи интонации перечисления, их разделяет запятая).
- А давайте вспомним веселое четверостишие об однородных членах предложения, а вместо запятых вы хлопните в ладоши.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
III. Целеполагание
-Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы, наверное, догадались, что тема нашего урока, какая, ребята?
-Сегодня на уроке речь действительно пойдет об однородных членах предложения. Давайте проверим ваши знания: проведем тест-экспресс «в паре сменного состава».
Тест «Однородные члены предложения»
1. Какие члены предложения называются однородными?
Отвечающие на вопросы кто? что?
Относящиеся к подлежащему.
Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
Отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
Связаны только интонацией.
Связаны знаками препинания.
Связаны любыми предлогами.
Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.
3. Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
Всегда, если нет союза между однородными членами.
Всегда.
Никогда.
Перед союзом и.
4. Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?
Перед союзом и.
Перед всеми союзами.
Перед союзами а, но.
Никогда.
(Самопроверка)
IV. Этап проверки понимания и закрепление изученного материала.
- Молодцы, ребята, вы хорошо работали «в паре», но еще допускаете ошибки, так как эта тема сложная, поэтому мы продолжим работать над этой темой. Итак, откроем учебник стр113, упр.1.
-Внимательно прочитайте и выберите только предложения с однородными членами предложения. Кто нашел такое предложение? Прочитай его и докажи, что там есть однородные члены предложения. А все ли задания мы выполнили к этому упражнению? (Нет) Что еще нужно сделать? (Составить схему предложения). Эти схемы у нас в классе. Какая схема подходит к первому предложению? Встаньте и покажите пальцем. Хорошо.
2) Работа в тетради (работа в паре постоянного состава)
-А сейчас вы поработаете с соседом. Откройте тетради стр36, упр.2. Прочитайте задание, обсудите его с товарищем и выполните.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление материала
1) Игра «Разведчики»
-А сейчас игра «Разведчики». Сели в группы. Каждой группе даю одинаковый текст и схему одного предложения. Вы читаете текст и выбираете предложение, которое подходит к вашей схеме и записываете его.
( Проверка с помощью слайдов)
Работа в группах. ( 4 мин. )
Ученики собирают из частей схемы предложений с однородными членами
- Подбирают к каждой схеме предложение.
В нашем лесу растут осина береза дуб. В лесу мы собираем землянику ежевику и грибы. Во время бури в лесу деревья и шумят и стонут и ломаются. У дороги попадаются или подберезовики или подосиновики или опята. Мы побывали не только в лесу а и в поле. Мастера делают из дерева не только ложки но и телеги.
2. быстрой проверки
-А сейчас каждый из вас выполнит последнее задание, которое поможет проверить ваши знания по этой теме.
У. Возьмите в руки листочки. Прозвучит 9 предложений, они обозначены цифрами от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+" около номера этого предложения , если запятая не нужна "–".
1. По склонам гор видны сосны и кедры.
2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.
3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.
4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.
5. Свистнул паровоз, загудел.
6. До Подольска много дач и складов.
7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.
8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.
9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.
Ответы детей.
-нет ошибок –«5»
- 1 – 2 ошибки – «4»
-3 - 4 ошибки – «3»
-5 и более ошибок – «2»
- Поднимите руки, кто получил «5» и «4».
Молодцы.
Ф. И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Оценка
Оцените свои знания по этой теме, опираясь на критерии слайда.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ