Пересказ адаптированного текста рассказа «Матрешки»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”











Пересказ адаптированного текста рассказа «Матрешки»





Учитель - логопед

высшей квалификационной категории

Полевая Марианна Юрьевна






2014


Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

  • Формирование навыков отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в целостный рассказ;

  • Развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения и подражательности;

  • Воспитание любви к народной игрушке.

Методические приемы: Чтение текста, беседа, рассматривание графических схем, лексико - грамматические упражнения.

Оборудование: Мольберт, набор графических схем, музыкальное сопровождение, презентация «Матрешки».

Предварительная работа:

  • Проведение развлекательно – досуговых мероприятий « Вот какая русская матрешка», «В гостях у матрешки»;

  • Изучение лексической темы: «Народная культура и традиции»;

  • Рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме.


Ход занятия:

    1. Орг. момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие словесно – логического

мышления.

.

Логопед: Ребята, давайте, поздороваемся с гостями.

Дети здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

Жила – была красавица.

Сама дома не сидела,

а всем другим крышу

над головой давала, в

домике согревала.

Дети: Это матрешка, потому что самая большая без крыши, а все другие в ее домике живут.

Показываю изображение матрешки на слайде. Вместе с детьми раскладываем матрешек в один ряд, а затем складываем обратно.


    1. Пересказ адаптированного текста без установки на запоминание и пересказ.

Развитие произвольного внимания и слуховой памяти. По ходу чтение адаптированного текста выставляю картинки на магнитной доске.

Логопед: В эту игрушку любят играть дети. А вы знаете, что матрешка может лечить? Послушайте историю, которая произошла очень давно, с одной девочкой Ариной.

Однажды Арина заболела и попросила у мамы с папой купить игрушку. Родители пошли на базар. На базаре они увидели красивую нарядную, интересную куклу. В ней прятались другие куклы. Родители купили эту игрушку и отнесли домой. Обрадовалась девочка Арина кукле. Она назвала ее Матрешкой и сразу выздоровела. Так Матрешка вылечила Арину.

    1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. (10 матрешек)

Логопед: Сейчас мы будем отвечать на вопросы. Напомните, пожалуйста, как нужно отвечать на вопросы.

Дети: Полным ответом, полным предложением.

Логопед: Что случилось с девочкой Ариной?

Дети: Девочка Арина заболела.

Логопед: Что она попросила купить у мамы с папой?

Дети: Она попросила купить игрушку.

Логопед: Куда пошли родители за игрушкой?

Дети: Родители пошли за игрушкой на базар.

Логопед: Какую куклу они (родители) увидели на базаре?

Дети: Они увидели на базаре красивую, нарядную, интересную куклу.

Логопед: Что было интересного в этой кукле?

Дети: В ней прятались другие куклы.

Логопед: Как все матрешки вместились в одну куклу?

Дети: Они были разные по размеру. Они были одна меньше другой.

Логопед: Что сделали родители с этой игрушкой?

Дети: Они купили игрушку и отнесли домой дочке.

Логопед: Как приняла девочка Арина дома куклу?

Дети: Она обрадовалась кукле и выздоровела.

Логопед: Что такое «выздоровела»?

Дети: Выздоровела – это значит перестала болеть.

Логопед: Назови ласково девочку Арину.

Дети: Аришка.


Логопед: Назови ласково куклу Матрену.

Дети: Матрешка.

Логопед: Хотите поиграть с матрешкой?

Дети: Хотим.

Логопед: Ну что же есть у меня одна игра.

Приглашаю детей на ковер.

    1. Физкультминутка. (под музыкальное сопровождение). Развитие творческого воображения и подражательности.

Собирайся, детвора.

(Даю матрешку детям по очереди)

У кого в руках матрешка

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрешка

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрешку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрешку в руки взял

Тот красиво приседал!

V. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Логопед: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

  • Однажды девочка Арина…..(заболела).

  • Она попросила у мамы с папой купить….(игрушку).

  • Родители пошли за игрушкой на …. (базар).

  • На базаре родители увидели куклу….(нарядную, красивую, интересную).

  • В этой кукле прятались ….(другие куклы).

  • Родители купили….(куклу).

  • Родители отнесли куклу…..(домой).

  • Обрадовалась девочка Арина…..(кукле).

  • Она назвала куклу…..(Матрешкой).

  • Она сразу…..(перестала болеть; выздоровела).

  • Кукла Матрешка вылечила…. (Аришку).

VI. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.


Логопед: Расскажите историю про Матрешку. Схемы вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце (1-3) ребенка повторяют рассказ.

VII. Итог

Логопед: Чем мы занимались?

Дети: Рассказывали рассказ про Матрешку.

Логопед: Что вы запомнили?

Дети: Как Матрешка вылечила девочку. Как родители купили дочке игрушку. Как девочка Арина обрадовалась Матрешке.

Логопед: Чему вы сегодня научились?

Дети: Мы научились рассказывать рассказ по картинкам.


Дети под музыкальное сопровождение получают медали в виде матрешек.







Проведено с воспитанниками старшей группы «А».

















Самоанализ.

Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Матрешки»


Вид занятия: логопедическое (подгрупповое)

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

  • Формирование навыков отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в целостный рассказ;

  • Развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения и подражательности;

  • Воспитание любви к народной игрушке.

Цель, задачи, содержание занятия соответствует программным требованиям. При подготовке к занятию использовала «программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От Рождения до школы» под. Ред. Н.Е. Вераксы.

Актуальность данного занятия, а именно, я выбрала занятие по развитию связной речи связана с недостаточным уровнем речевого развития детей.(результаты диагностики по связной речи на начало учебного года 1,2 б. 40%) БКНР – большинство компонентов недостаточно развиты. (Именно пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.)

В структуре занятия использовала следующий алгоритм:

  1. Орг.момент,

  2. Пересказ адаптированного текста без установки на запоминание и пересказ,

  3. Беседа по содержанию,

  4. Физкультминутка,

  5. Повторное чтение рассказа,

  6. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем,

  7. Итог.

При организации занятия изменяла виды деятельности на отдельных этапах, старалась общаться и сотрудничать с детьми, сочетала индивидуальные и фронтальные формы работ.

Использовала методы повышения познавательной активности:


  • Беседа;

  • Ответы на вопросы;

  • Повторение

  • Моделирование (графические схемы)

Методы повышения активности:


  • Игровые ситуации;

  • Отгадывание загадки

  • Элементы новизны (вы знаете, что матрешка может лечить?)

Для эффективного проведения работы постаралась воспроизвести небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Использовала моделирование, как обязательную составляющую часть занятия.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ