Русский язык "Опасные места в словах русского языка"
Русский язык
Урок 5.
Тема: Опасные места в словах русского языка.
Цель:
– развитие умения находить опасные места в словах и правильно писать слова, в которых они есть.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Задание на развитие связной монологической речи на лингвистическую тему. 1
– На основе схемы, составленной на прошлом уроке, расскажите об устройстве нашего языка.
– На примере из домашнего задания (слово капуста (П), язык (Н)) покажите разные стороны этого устройства: значение, звуки, буквы, слоги, однокоренные слова, предложение, опасные места.
Выполнение задания №9, тема 1 в «Рабочей тетради»: расположите компоненты устройства языка от меньшего к большему (на основе материала в рамке в учебнике на с. 14).
Вопросы после выполнения задания.
Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему задание (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил задание правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.
2. Вводная беседа. 4 3
– Вы все, наверное, с детства слышали такую фразу: «Это опасно».
– В каких случаях её произносят? (Eсли есть угроза чего-то плохого, какого-то несчастья: упасть, удариться и т.д.)
– Какие вы знаете сигналы опасности у животных, у людей? (У животных: крики, вой, оскаленные зубы, поднятая шерсть, хвост, у людей – красный сигнал светофора, вой сирены, крик, удар, стрельба, взрыв.)
– А кто помнит сигнал опасности в русском языке? (Это опасные места в написании слов.)
– В каких случаях мы говорим об опасных местах в написании
слов? (Где есть расхождение в написании и произношении.)
– Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать). 1 3
(«Опасные места в словах русского языка».)
Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах.
– Составим план урока.
План (примерный).
Опасные места для букв гласных.
Опасные места для букв согласных.
Шипящие.
Большая буква.
Обозначение мягкости согласных.
Научиться находить опасные места в словах.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ТОУУ
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику. 3
Упр. 8 – развивается умение находить опасные места в словах при обозначении гласных звуков. Выполняется коллективно с комментированием вслух опасных мест. Обращается внимание на безударное положение гласного звука в слове.
Упр. 10 – развивается умение находить опасные места в словах при обозначении гласных, согласных, выборе ь и ъ, большой буквы.
Первый столбик слов с опасными местами можно разобрать коллективно с комментарием, затем проверить его с помощью текста в рамке (найти и прочитать строчки, которые обобщают наблюдения –
1–3-й пункты в перечне опасных мест). Затем читать следующие пункты поочерёдно и подбирать примеры из упр. 10. Обращается внимание и на обозначение опасных мест в слове – подчёркивание одной чертой.
Методическая рекомендация: среди слов из упр. 10 встречаются и такие, которые ещё предстоит изучать: удвоенная буква согласного С (класс), буква парного по глухости-звонкости согласного перед глухим (рёвушка). Их можно оставить без комментария, а отмечать только случаи, которые подходят под правило.
2. Общие выводы по тексту в рамке.
– Сколько видов опасных мест может быть в словах? (5.)
– В какие группы их можно распределить? (Опасные места для букв гласных, согласных (парных глухих и звонких, шипящих, обозначения мягких и [й]), большой буквы.)
– Подберите примеры слов с опасными местами к каждому пункту правила.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока. (Один ряд задаёт вопросы, другой отвечает, третий добавляет.)
– Что такое опасное место в слове? (Место, где есть выбор одного из нескольких написаний.)
– Как найти опасное место? (По специальным признакам – безударному положению гласного, парным глухим или звонким в конце слова, шипящим, мягким согласным, звуку [й] после согласного; если это имя, географическое название.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее задание.
Для всех учащихся: выучить материал в рамке на с. 15, упр. 9.
Н. Выполнить задания №6, 7, тема 1 в «Рабочей тетради», 2-й кл.
П. Выполнить задание уровня П в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №10.
Деятельность учеников:
– находить опасные места в словах.
© Баласс, 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ