Русский язык "Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу"

Русский язык

Урок 6.

Тема: Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу.

Цель:

развитие умений переноса слов со строки на строку;

развитие умений правильного списывания слов, предложений, текста.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.


































































II. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирова-

ние правила (определения).

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

Создание мотивации к изучению языка. 4 3 1 3

Игра-разминка «Угадай слово».

Учитель читает стихотворение А. Шибаева, а дети должны угадать слово и записать его в тетрадях.


Вёз водитель в магазин

Много мётел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в … (кабине)!


По дороге наша Машенька идёт,

За верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки … (коса).


Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька поймать в … (сачок)!


Если дети затрудняются с отгадками, учитель может дать подсказку: назвать первые слоги слов-отгадок: ка-… (кабине), ко… (коса), са… (сачок).

Задания к разминке.

Разделите записанные слова на слоги.

Сколько слогов в каждом слове? Как это определить?

Какое значение имеет слово коса? Подберите однокоренные слова к слову коса (косичка).

А есть ли ещё какие-то значения у слова коса? Приведите пример. (Отец наточил косу.) Подберите к нему однокоренные слова. (Косить, косарь.) Совпадают ли они с однокоренными словами к слову коса «волосы, причёска»?


Учитель отмечает, что это слова особые, с которыми дети будут знакомиться в дальнейшем.

Есть ли в записанных словах опасные места? Как вы это определили? (Гласные звуки находятся без ударения.) Обозначьте карандашом эти опасные места.

Подчёркивают.

Вспомните, какие ещё опасные места могут быть в словах.

Дети называют остальные пункты правила на с. 15.

Приведите примеры слов, в которых есть опасные места, из задания №6 в «Рабочей тетради» (друг, лью, шип). Объясните, какие здесь опасные места. Почему в слове дом нет опасных мест?

Какие опасные места есть в слове Чук (задание №7 в «Рабочей тетради»)? (Большая буква в имени Ч, гласный у после шипящего ч, парный глухой [к] на конце слова.)

Какой вариант ответа вы выбрали? (3, так как здесь три опасных места.)

У кого всё выполнено правильно, может оценить себя: он молодец! Хорошо понял тему.

Кто работал на повышенном уровне (Тема 1, №10), может прочитать текст из трёх предложений со словом соль и назвать опасное место, которое есть в этом слове (либо прочитать первую часть задания – текст со вставленными словами).

Учитель может попросить других учеников оценить услышанный ответ (тем самым учитель поможет детям разобраться, как в дальнейшем они самостоятельно будут выполнять тестовые задания и оценивать уровень своих умений).

Сформулируйте тему и цель урока (зачем нам нужно это знать). 1 3

(«Опасные места в словах русского языка».)


Цель: научиться находить опасные места и не ошибаться в написании букв в таких местах.

Составим план урока.

План (примерный).

  1. Учиться находить опасные места в словах.

  2. Повторить перенос слов.

  3. Учиться правильно списывать слова, предложения, текст. (Добавляет учитель.)

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает эти действия?

Запишите предложение, пропуская букву там, где есть опасное место. 4

Обезьяна ела банан. ( _б_з_яна ела б_нан.)

Объясните, какой признак опасного места здесь есть. Сравните с записью на доске (учитель показывает правильно написанное предложение) и вставьте пропущенные буквы.

Разделите на слоги слово обезьяна. (О|бе|зья|на.)

А теперь выберите правильные варианты переноса этого слова на другую строку.

Мини-тест:

1) о-безьяна;

2) обе-зьяна;

3) обез-ьяна;

4) обезь-яна;

5) обезья-на.

Сравните свой вариант с правилом в учебнике на с. 16.

Почему нельзя перенести слово, как в варианте 1 и 3?


В каком случае мы перенесли слово по слогам? Сравните с делением этого слова на слоги (варианты 2 и 5).

Всегда ли слово можно переносить по слогам? (Только если нет приставок или суффиксов.)

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.



Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.









































ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Проверочное списывание. 3

Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2-й кл., с. 1 (вар. 1 и 2).


Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)





ΙV. Итог урока.


Что узнали нового на уроке? (Как правильно переносить слова.)

Что ещё повторяли о слове? (Опасные места в словах, значение слов, однокоренные слова, деление слова на слоги.)

Зачем же нужно знать деление на слоги? (Чтобы правильно переносить слова.) 4 4


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?









ТООУ

V. Домашнее задание.

1. Упр. 11, устно ответить на вопросы.

2. «Рабочая тетрадь», 2-й кл., тема 1, №3.



Деятельность учеников:


правильно переносить слова;

умение правильно списывать слова, тексты, предложения.

© Баласс, 2012

6



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ