Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"

Раздел : Преподавание в начальной школе

Цели:

научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;

Задачи урока:

Предметные: Ознакомление учащихся с самостоятельными и служебными частями речи.

  • Метапредметные: развитие познавательных процессов учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия), формирование способов действий (обобщения, классификации, простейшего моделирования). Развитие интеллекта и творческого начала детей, расширение кругозора.

  • Личностные: формировать познавательные потребности, стремление к глубокому усвоению знаний. Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, преодолевать трудности, воспитывать желание учиться.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

учебник «Русский язык» 3 класс С.В.Иванов; интерактивная доска; раздаточные карточки;

звукозапись диалога.



Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.



  1. Самоопределение деятельности учащихся. (постановка учебной задачи)

(Учитель включает звукозапись диалога двух ребят)

Сергей:



- Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?



Оля:



-Нет, Сергей, ты очень сильно ошибаешься. Существует много различий самостоятельных частей речи от служебных. Но это так быстро не объяснишь. Ты должен внимательно послушать наш урок и тогда ты всё поймешь. А мы с ребятами тебе в этом поможем.

_Кто может назвать тему нашего урока?



- Ребята, определите цель урока .



- Нам необходимо выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи и доказать значимость их.

III. .Работа по теме урока.

На экране рисунок «Королевство Части речи».



1. Дидактическая сказка.



В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи.



Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

2. Создание проблемной ситуации.

Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.

На доске запись:

Скажите, правильно ли стали части речи?

Если ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку, станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на», «рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила ученикам послушать.

Произношу «В» - и спрашиваю учеников, понятно ли им, что я сказала. А теперь произношу: «В классе» - и спрашиваю, какое слово самостоятельное, а какое служебное. Предлагаю ученикам проделать то же самое со словами, в которых они сомневаются, а сомневаться они, скорее всего, будут в словах «я», «он», «рядом».

Здесь на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика, который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово «я», кого оно называет?»

Далее предлагаю ученикам такую ситуацию: Маша и Витя собирают в лесу грибы и, чтобы не заблудиться, окликают друг друга. Маша кричит: «Витя, ты где?» - а тот отвечает: «Рядом». Спрашиваю учеников, понятно ли им, что значит «рядом», на какой вопрос это слово отвечает. А если есть вопрос, то к каким частям речи относится слово — к самостоятельным или к служебным?

Ученики делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают слова по столбикам).

Парад прошел великолепно и очень понравился королю. Он хвалил Части речи и желал им жить в дружбе и согласии. А части речи время даром не теряли и придумали веселое стихотворение:

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх,

Ах!

Но вдруг налетел сильный ветер и забрал все служебные части речи с собой. Какой случился переполох!

Давайте прочитаем стихотворение. Сохранился ли смысл в предложениях? (нет)

Плачут самостоятельные части речи, просят о помощи.

3 Вывод

Учащиеся сами формулируют правило о самостоятельных и служебных частях речи.

После чего читают правило в учебнике.

- Поднимите жёлтую фишку чья гипотеза оказалась истиной.

Создание проблемной ситуации.

В нашем королевстве есть еще одна тайна. Хотите ее разгадать?

Давайте обратимся к рубрике «Давайте подумаем» на стр. 124 учебника.

Далее ученики разбирают упр. 3 устно и делают вывод: самостоятельные части речи можно изменять по вопросам, но они изменяются по-разному.

А можно ли изменять служебные части речи? (нет, к ним нельзя подобрать вопрос).

Давайте прочитаем рубрику «Обрати внимание». Какой вывод можно сделать? (служебные части речи, наречие и некоторые существительные, которые пришли к нам из других языков тоже изменить нельзя. Например: хорошо (нареч.), метро, пальто, кофе (сущ.); союзы, предлоги, частицы, междометия).



  1. Физминутка.



V Первичное закрепление



  1. Работа с интерактивной доской.



-Перед нами отрывок из сказки Ершова «Конек-горбунок».



Вам нужно восстановить текст, добавляя служебные части речи.



(Дети зачитывают варианты ответов)



- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (ответы детей)



- Правильно, без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно.



2 задание. (Работа в группах)



Из этого текста 1 группа выписывает себе в тетрадь все самостоятельные части речи, а 2 группа – служебные.





1 группа учащихся – дети, которые могут поработать самостоятельно с упр. 4 на стр. 125.

2 группа – работает с учителем.

На доске записаны 3 предложения:

На полке лежит кусок мыла.

Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Определите, какое из сходных слов является именем существительным.

Спишите предложения. Сверху подпишите сущ.

Если ученики затрудняются, учитель помогает им разобрать предложения, задавая вопросы к словам.

Работа по карточкам.



3 задание. (Работа в парах)



- Вам надо распределить все слова по частям речи.



Карточка.



Чтобы, сад, прекрасный, он, всё-таки, над, хорошо, мочь, же, говорить, и, в, что, один, который, ещё, от, к ,у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, бы, с, наш, но, а, зато, кто-то,, очень, иной, уже.



(проверка работы)

4. Индивидуальная работа.

VI Рефлексия .

Самооценка учащихся.

VII. Релаксация

Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.

Дети получают солнышко и дорисовывают улыбку либо радостную, либо грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой.

Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ