Русский язык "Составление предложений по схемам"

Русский язык

Предложение


Урок 8.

Примечание: при планировании уроков из расчёта 4 часа в неделю 7-й и 8-й уроки объединяются.

Тема: Составление предложений по схемам.


Цель:

развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам;

развитие умения составлять из слов предложения.


Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.
















Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».


1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова. 3 3 1

После дождя засветило … (солнце).

На небе появилась … (радуга).

Какая хорошая … (погода)!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания.

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа.)

Запишите его и подчеркните опасное место.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II.Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности.


На доске изображены схемы:


.


Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.) 1 3

Составим план урока.

План (примерный).

  1. Повторить схемы слов, предложений.

  2. Учиться составлять предложения по схемам.

  3. Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает эти действия?


Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику. 1 3 3 2

Упр. 16 – развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений, составлять на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17 – развиваются умения читать схемы предложений (определять количество слов в них) и самостоятельно составлять по схемам предложения. Упражнения можно выполнять по вариантам, рядам, группам с взаимопроверкой. Предварительно учитель может задать вопрос: чем отличаются схемы предложений? Это настроит детей на работу и последующую проверку.


Вопросы после выполнения задания.

Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему выполненное задание (начало формирования алгоритма самооценки).

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе составить предложение?

Ты составил интересное предложение?

Ты составил всё сам или с помощью товарища?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.


Упр. 18 – развиваются речевые и коммуникативные умения (соотносить рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументировать свою позицию, составлять предложения из слов). Учитель может предложить отобрать слова, которые подходят к картинке, и составить из них 2–3 предложения или небольшой текст. Например: Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк.


2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на экскурсию? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.



ТОУУ



Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.









ТОУУ

ΙV. Итог урока.

Прочитайте пункты плана урока. 4 4

Какие пункты плана вы выполнили хорошо, какие вызвали у вас затруднения?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?




ТООУ

V. Домашнее задание.

Можно на выбор учителя или по уровням.

Для всех: подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

П. Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.

Н. «Дидактический материал», 2-й кл., упр. 6.



Деятельность учеников:

составлять схемы предложений и предложения по схемам;

списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

© Баласс, 2012

5



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ