Русский язык "Как устроен наш язык?"
Русский язык
Урок 4.
Тема: Как устроен наш язык?
Цель:
– развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи).
Символы:
Н – необходимый уровень;
П – программный уровень;
М – максимальный уровень.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Повторение.
II.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Откройте тетрадь.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Разминка «Угадай слово» 3 4 2 (с элементами проверки домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям.
1) Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются – … (иголки).
– Запишите это слово в тетрадях.
2) В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своём значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю... (Линейка.)
– Запишите это слово в тетрадях.
3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;
– свет от светящихся приборов;
– стрельба (огонь).
– Запишите слово огонь в тетрадях.
2. Вопросы и задания к разминке.
– Поставьте ударение в словах.
– Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный 2-й слог.)
– Сколько безударных слогов в каждом слове?
– В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы:
– Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения.
(Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.)
– Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.)
3. – А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.)
– Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения.
– Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
Формулирование темы урока. 3 3
– С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова?
– Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?»)
– Назовите тему урока.
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Значение слова.
2. Количество слогов, звуков и букв в слове.
3. Части слова.
4. Употребление в предложении.
5. Написание.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику. 2 3 4 3
Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании.
После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом?
(Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.)
2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке.
Вопросы и задания.
– Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным?
– Из чего состоит слово? А предложение, текст?
– Посмотрите на схемы в серой рамке.
– Как выделяются части слова?
– Чем отличается схема слова от схемы предложения?
– Какую схему вы предложили бы для текста?
– Попробуем составить схему устройства языка.
Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему.
– Что мы поместим в центр схемы? (Слово.)
– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.)
– Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.)
– Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.)
– А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже.
– О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.)
– Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.)
В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему:
значение
↑
приставка
корень слово звуки
суффикс ↓ буквы
предложение
текст
3. Дополнительный материал к уроку.
Информацию можно представить на слайде презентации или предложить как раздаточный материал.
– Слово можно рассмотреть с таких сторон:
а) значение;
б) количество слогов, состав звуков и букв;
в) части слова, однокоренные слова;
г) употребление в предложении;
д) написание.
– Рассмотрим по такой схеме слово месяц.
а) У слова месяц два значения:
1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31);
2) луна или её часть.
б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного).
в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный.
г) Предложение можно продиктовать или составить устно: Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль.
В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»;
д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения.
– Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие знания повторили?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на составленную схему.
2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее задание.
1. Рассмотреть слово капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать).
2. Н. Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке).
П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №9.
Деятельность учеников:
– умение анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
– характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.
© Баласс, 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ