Русский язык "Как устроен наш язык?"

Русский язык

Урок 4.

Тема: Как устроен наш язык?


Цель:


развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи).



Символы:

Н – необходимый уровень;

П – программный уровень;

М – максимальный уровень.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.





















































II.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.







Откройте тетрадь.

Поставьте точку на верхней строке.

Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».


1. Разминка «Угадай слово» 3 4 2 (с элементами проверки домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям.

1) Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются – … (иголки).

Запишите это слово в тетрадях.

2) В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю... (Линейка.)

Запишите это слово в тетрадях.

3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;

свет от светящихся приборов;

стрельба (огонь).

Запишите слово огонь в тетрадях.

2. Вопросы и задания к разминке.

Поставьте ударение в словах.

Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный 2-й слог.)

Сколько безударных слогов в каждом слове?

В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы:

Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения.

(Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.)


Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.)

3. – А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь учитель может помочь с составлением сочетаний.)

Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения.

Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров.


Что мы сейчас делали?

Чему учились?

Как назывался этот этап урока?



Формулирование темы урока. 3 3

С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова?

Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?»)

Назовите тему урока.

Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

Составим план урока.



План (примерный).

1. Значение слова.

2. Количество слогов, звуков и букв в слове.

3. Части слова.

4. Употребление в предложении.

5. Написание.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает эти действия?


Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.




Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.









ΙΙI. Развитие умений – применение знания.


1. Работа по учебнику. 2 3 4 3

Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании.

После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом?

(Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.)

2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке.

Вопросы и задания.

Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным?

Из чего состоит слово? А предложение, текст?

Посмотрите на схемы в серой рамке.

Как выделяются части слова?

Чем отличается схема слова от схемы предложения?

Какую схему вы предложили бы для текста?


Попробуем составить схему устройства языка.

Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему.

Что мы поместим в центр схемы? (Слово.)

Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.)

Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.)

Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.)

А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже.

О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.)

Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.)

В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему:

значение

приставка

корень слово звуки

суффикс буквы

предложение



текст



3. Дополнительный материал к уроку.

Информацию можно представить на слайде презентации или предложить как раздаточный материал.


Слово можно рассмотреть с таких сторон:

а) значение;

б) количество слогов, состав звуков и букв;

в) части слова, однокоренные слова;

г) употребление в предложении;

д) написание.


Рассмотрим по такой схеме слово месяц.

а) У слова месяц два значения:

1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31);

2) луна или её часть.

б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного).

в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный.

г) Предложение можно продиктовать или составить устно: Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль.

В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»;

д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения.




Что мы сейчас делали? 4 4

Какие знания повторили?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)










ΙV. Итог урока.


1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на составленную схему.

2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4. 4 4


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?








ТООУ


V. Домашнее задание.


1. Рассмотреть слово капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать).

2. Н. Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке).

П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №9.




Деятельность учеников:

умение анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.

© Баласс, 2012

7



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ