Русский язык "Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.)"

Русский язык

Урок 3.

Тема: Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова.)


Цель:

развитие умений подбирать к слову однокоренные слова, разграничивать разные значения одного и того же слова;

расширение активного и потенциального словарного запаса на основе работы с однокоренными словами, разными значениями многозначного слова.


Символы:

Ннеобходимый уровень;

П программный уровень;

М максимальный уровень.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение. Формулирование проблемы, планирование деятельности.













































Откройте тетрадь.

Поставьте точку на верхней строке.

Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».


1. Чистописание. 3

С чего начнём урок? (С чистописания.)

Запись под диктовку за учителем:

Берегите наш прекрасный русский язык.

О каком языке говорится в предложении? (О русском, родном языке, на котором говорят с детства.)

Вспомните, что значит «беречь язык»? (Не засорять грубыми словами, не обзываться, правильно писать и говорить.)

В каком значении употреблено слово язык в этом предложении?

(Язык как общение, хорошее, чистое слово, выражение.)

2. Словарная работа (с элементами проверки домашнего задания). 4 2

На доске записаны слова: язык, языкастый, языковой, языковед.

Вопросы и задания к ним:

Запишите эти слова в тетрадях.

Что их объединяет? Как они называются? (Однокоренные.)

Укажите значение каждого слова.

Сколько значений у слова язык? (Три или четыре.)

Приведите пример пословицы/предложения со словом язык из домашней работы.

В каком значении употреблено слово язык в вашем примере?

Как объяснить значение слова языкастый? (Острый на язык, хорошо владеющий словом, говорящий бойко, метко, точно, смело.)

– – Через какое однокоренное слово можно объяснить значение слова языковой? (Через слово язык: связанный с языком – языковые умения, языковое чутье, языковые группы и др.)

А кто такой языковед? (Тот, кто специально изучает язык, а не только говорит и общается с помощью языка.)

Выделите корень у записанных слов.

Чему учились?

Как назывался этот этап урока?

3. Формулирование темы и цели урока. 3

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (Однокоренные слова. Значение слова.)

Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

Составим план урока.

План (примерный).

1. Наблюдение над однокоренными словами.

2. Наблюдение над многозначными словами.

3. Подбор многозначных слов.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.



Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.


ΙΙ. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику. 3 3 5

Упр. 4 – развивается умение детей устанавливать границу своего знания, работать с информацией.

Почему слово язык выделено в упражнении три раза? (Имеет разные значения.)

В каких значениях употреблено слово язык?

Назовите другие слова, однокоренные со словом язык. Как вы их обнаружили? (Выделены жирным шрифтом, связаны по смыслу со словом язык.)

Сколько значений у слова языкознание? (1.)

А сколько – у слова язычок? (3.)

Можно ли понять, в каком значении употреблено слово язычок, если не добавлять к нему других слов – у малыша, у колокольчика, у ботинка?


Что обозначает слово язычок в каждом из названных сочетаний? (Орган во рту, металлический стержень внутри колокольчика, верхняя отгибаемая часть ботинка.)

Упр. 5 – развивается умение анализировать значения слов и обнаруживать сходство у разных значений одного слова.

При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на два плана содержания стихотворения – конкретно-предметный (ботинок) и образный (котёнок), которые поддерживаются тематическим рядом слов: ботинок, язычок, чёрный, с одной стороны, и лакает, язычок, молочко – с другой.

Чем похожи язычок ребёнка или котёнка и язычок ботинка? (Вытянутой формой и возможностью двигаться, перемещаться.)

П. – Запишите слово груша. Придумайте сочетания, в которых слово груша имело бы разные значения. (Вкусная, спелая груша, боксёрская груша, резиновая груша.)

На этом уровне учитель может ввести понятие многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

М. Самостоятельно подберите слово, которое имеет разные значения. (Лисий хвост, хвост поезда, за ним хвост – идут следом.)

Что мы сейчас делали? 4 4

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙI. Итог урока.


Запишите ключевые (самые важные) слова урока. (Однокоренные слова, разные значения слова)/(П. многозначные слова.)

Приведите примеры к этим ключевым словам. 4 4



Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

А как вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?









ТООУ


IV. Домашнее задание.



Н. Упр. 6.

П. Составить три предложения со словом язычок в разных значениях.




Деятельность учеников:


умение извлекать информацию из текста;

умение устанавливать границы своего знания.

© Баласс, 2012

4



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ