ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ" 8 Класс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАСС Е
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Православной гимназии православный компонент является частью образовательного процесса. 10% материала в рабочих программах по каждому предмету отводится гимназическому православному компоненту. Это могут быть:
тематические уроки (урок русского языка в 8 классе);
уроки, построенные на христианском понимании текста художественного произведения;
уроки с использованием дидактического материала (тексты на православную тематику для изучения языковых явлений; изложение по текстам из жития святых отцов церкви; мудрые изречения святых отцов о вере, грехе, добре и зле, милосердии и добродетелях).
Гимназисты учатся на примере жития святых и слова Христова понимать назначение человека на Земле, толковать художественное произведение с точки зрения христианской морали. Такое видение помогает ученикам сохранить те качества личности, которые, к сожалению, так редки у современной молодёжи. Воспитать в душах детей ростки добра, чистоты, сострадания, любви к ближнему – это цель коллектива Православной гимназии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
8 КЛАСС
ТЕМА: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний
ВИД УРОКА: урок-практикум
ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания учащихся о знаках препинания при однородных членах предложения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ: закрепить знания об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами и постановку знаков препинания при них.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать логическое и аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать коммуникативные умения, нравственные качества личности учащегося через образ святой блаженной Ксении Петербургской и тексты на православную тематику.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»; тест, карточки - задания с текстами на православную тематику; иллюстрация: икона с изображением блаженной Ксении; слова для словарной работы – блаженный, юродивый Христа ради.
№ п/п
Этапы урока
Дидактические цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1.
Молитва. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе
Проверка посещаемости по журналу.
Проверка готовности рабочих мест.
0,5 мин.
2.
Актуализация знаний учащихся.
Тест
Контроль знаний
Подготовка к воспроизведению материала об однородных членах предложения и знаках препинания при них.
Активизация мыслительной деятельности.
Проверка уровня сформированности знаний и умений.
Дома вы готовили материал об однородных членах предложения. Кто готов отвечать?
Оценивание ответов.
Внешний контроль, индивидуальная работа со слабоуспевающими
Слушают, готовятся к проверке домашнего задания.
1 ученик - монологический ответ об однородных членах предложения; 1 ученик – знаки препинания при однородных членах предложения; 1 ученик- союзы при однородных членах предложения (по таблице); все- слушают, дополняют, задают вопросы. Оценивают.
0,5 мин.
3 минут
5 мин.
3.
Сообщение темы урока
Подготовка к восприятию материала урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение однородных членов предложения и постановки знаков препинания при них. Наша цель: научиться безошибочно определять однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания при них. Запишите тему урока.
Записывают тему.
0,5 мин.
4.
Систематизация знаний об однородных членах предложения.
Закрепление навыков пунктуации в предложении с однородными членами.
Запись предложения и его анализ: «Вся наука жизни, вся мудрость жизни заключается в смирении, терпении, мире души».
Рассмотрите предложение, запишите, дайте ему характеристику.
Записывают предложение, 1 ученик у доски чертит схему: 1 -даёт характеристику предложения.
2 мин.
5.
Работа над содержательной стороной предложения.
Осмысление содержания предложения.
Ещё раз прочитаем предложение и подумаем, в чём же заключается мудрость жизни.
1 ученик выразительно читает предложение. 1-2 ученика дают ответ.
2 мин.
6.
Выводы.
Подготовка к работе по теме.
Смиренной, терпеливой, внимательной к скорбям и бедам ближних была блаженная Ксения Петербургская. Вы, конечно, знаете такую святую. И сегодня мы будем изучать материал урока на текстах, посвящённых святой блаженной Ксении и её жизни. Что вы слышали о ней?
Вспоминают материал о блаженной Ксении Петербургской.
1 мин.
7.
Творческое задание
(конструирование 2-х предложений с однородными членами о жизни блаженной Ксении).
Закрепление умений строить предложения на заданную тему.
Контролирует работу учащихся.
Работа проверяется и оценивается
Рассказ 1-2-х учащихся о святой блаженной Ксении; класс составляет 2 -3 предложения о жизни блаженной Ксении (мини-текст)
3 мин.
8.
Словарная работа
Выяснение значения слова «блаженная»
Обращается к стенду «Сегодня на уроке», где содержится информация о слове.
Записывают в тетрадь, вспоминают тех, кого ещё называли блаженными (Василий и другие)
1 мин.
9.
Работа по карточке (подготовить выразительное чтение стихотворения Андрея Реброва «Ксения блаженная»; выяснение смысла непонятных слов)
Закрепление навыков выразительного чтения, анализа текста.
Смолк гомон городской. В ночи разносит ветер
Гуденье фонарей, горящих надо мной,
И я спешу во храм-в звучащем этом свете-
На дальний ясный звон, на тихий огнь свечной.
И, временной предел душой одолевая,
Я вижу в звонной дали вековой,
Как вдоль Смоленки Ксения, сияя,
Идёт в юдольной мгле по мостовой.
Идёт сквозь годы в образе бедняцком,
Всю Русь вместив в ладонях на груди.
И я спешу, спешу, но не угнаться-
За ней, идущей тихо впереди.
Объяснение слов: юдольная мгла, огнь свечной. Беседа: Какой вы представили Ксению Петербургскую, прочитав это стихотворение?
Ответы детей , какой они увидели Ксению в стихотворении.
2 мин.
10.
Работа с иконой Ксении блаженной
Умение проводить сопоставительный анализ
А вот икона с изображением блаженной Ксении. Такой вы увидели святую в стихотворении А. Реброва? Какие строки вы бы привели из стихотворения, чтобы отразить увиденное на иконе?
Возможные варианты ответов учеников: «Идёт сквозь годы в образе бедняцком…; Как вдоль Смоленки Ксения, сияя,…
1 мин.
11
Работа с текстом стихотворения
Умение применять полученные знания на практике.
В первой строфе этого стихотворения найдите предложение с однородными членами, запишите его, объясните, как они связаны, начертите схему.
Работа в тетрадях. 1 ученик у доски. Проверка с опорой на таблицу «Знаки препинания при однородных членах предложения».
3мин.
12
Работа с текстом №2
Формирование правильного навыка нахождения однородных членов предложения и постановки знаков препинания при них.
Возьмите карточку с текстом №2. Прочитайте внимательно текст, найдите предложения с однородными членами, соответствующие первой схеме таблицы.
(Инд. задание: выписать все предложения с однородными членами и составить их схемы; 1- синтаксический разбор; 1 – перестроить, чтобы был повторяющийся союз).
А теперь рассмотрим последнее предложение, запишем( 1 ученик у доски), объясним постановку знаков препинания при однородных членах, отметим, какой схеме таблицы соответствует.
Есть ли ещё предложения с однородными членами в тексте? Запишем и составим схему.
Учащиеся зачитывают предложения.
1 ученик записывает последнее предложение, объясняет.
1 ученик работает над этим заданием у доски
3мин.
13
Работа в группах
(разноуровневые задания).
Обобщение знаний однородных членов предложения.
Практическое применение усвоенных знаний.
Развитие коммуникативных навыков.
Консультант в каждой группе получает задание (тексты разной степени сложности) и оценочный лист.
Текст записывается в тетрадь ученика, разбирается согласно заданию, проверяется, оценивается, при этом каждый ученик защищает свою работу.
Выполнение работы в группах, защита работ на местах.
10 мин.
14.
Творческая работа
Обобщение знаний по теме с опорой на содержательную сторону текстов.
Задание: написать мини-сочинение на нравственную проблему воспитания в себе смирения, незлобивости, терпения и милосердия ( употребить предложения с однородными членами).
Выполнение работы, подготовка к проверке.
7 мин.
15.
Итог урока. Рефлексия.
Молитва.
. Заключительное слово учителя после прослушивания мини-сочинений. Беседа по теме урока, выяснение непонятных моментов. Оценки за урок.
Домашнее задание: § 186-187, упражнение 261;
инд.- составить алгоритм действий при работе с однородными членами предложения; инд.- сообщение об обобщающих словах при однородных членах предложения.
Комментирование оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Карточка 1
Смолк гомон городской. В ночи разносит ветер
Гуденье фонарей, горящих надо мной,
И я спешу во храм – в звучащем этом свете –
На дальний ясный звон, на тихий огнь свечной.
И, временной предел душой одолевая,
Я вижу в звонной дали вековой,
Как вдоль Смоленки Ксения, сияя,
Идёт в юдольной мгле по мостовой.
Идёт сквозь годы в образе бедняцком,
Всю Русь вместив в ладонях на груди.
И я спешу, спешу, но не угнаться –
За ней, идущей тихо впереди.
Карточка 2
Ксения Петербургская родилась в 18 веке в Петербурге. Она принадлежала к дворянскому сословию, имела собственный дом. Когда ей исполнилось 26 лет, умер её горячо любимый муж. Ксения раздала всё имущество нищим и знакомым, надела полковничий мундир мужа и стала бродить по городу. Ночи Ксения проводила в поле в постоянной молитве. Бездомной странницей Ксения скиталась 45 лет. У неё появился дар исцеления и прозорливости. Петербуржцы стремились коснуться блаженной Ксении или попасть под её взгляд. Она лечила людей, помогала найти суженого, приносила в дом мир.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тексты для групповой работы
Текст 1
Христианин в пути и при всей осторожности не укроется от пыли- помыслов страстных и пятен грехопадений. Как бы ни была мала нечистота, но она то же, что порошинка в глазу или песчинка в часах,- глаз не смотрит, часы не идут. Потому неизбежно от времени до времени перечищать себя. Как мудро всё устроено в Церкви, и поэтому спасительно повиноваться со смирением такому учреждению.
. Святой Феофан Затворник
Текст 2
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупив взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает Омофор.
От всего на свете злого –
И лес, и поле, и дома –
Покрывает всё покровом
Богородица Сама.
Текст 3
Загляни в себя! Нет ли у тебя греховных мыслей и страстей? Грех, порок - это нечистота души, нарушение заповедей Божиих. Разве может любящий человек обидеть, обмануть, предать? Наша совесть свидетельствует о грехах, пороках, страстях. В жизни так и бывает, что злые силы обольщают человека, а потом торжествуют свою победу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ТЕСТ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Укажите предложение с однородными членами: 1) Скворцы уже расселись на высоких ветках.
2) Жук кряхтел, падал несколько раз, мучился, но камня не бросил.
2. Укажите предложение с однородными подлежащими: 1) В голосе её звучали удивление, нежность, сострадание.
2) Лес был старый, чистый, без подлеска.
3. Укажите предложения с однородными сказуемыми: 1) Мы кружились быстро, но не касались ногами пола, словно плавали в
воздухе.
2) Лесной перегной и мох впитывали этот дождь не торопясь.
4. Укажите предложение с однородными определениями: 1) Весенний утренний тоненький ледок натянуло сеткой, но каплет с
каждой ветки.
2) Скоро на поляне начинает расти буйная, сочная зелёная трава.
3) Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в озере.
5. Укажите предложения с неоднородными определениями: 1) Кругом поляны стояли густые высокие ели.
2) Мрачная бесприютная ночь достигла беглецов в ущелье.
6. Укажите предложения с однородными дополнениями: 1) Бобров танцевал плохо, да и не любил танцевать.
2) Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки.
7. Укажите предложения с однородными обстоятельствами: 1) И сразу окружает скрип здоровый дверей, ворот, колодцев.
2) А голый лес гудел сурово, туго, по-зимнему.
8. Расставьте правильно знаки препинания: 1) А впереди сотни ночей(1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ