Текст и его план. Признаки текста: смысловое един¬ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль

УРОК 2

Текст и его план. Признаки текста: смысловое един­ство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основ­ная мысль

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осмысливать содержание читаемого текста, различать текст по его признакам; определять тему и главную мысль текста; подбирать за­головок к тексту; соотносить заголовок и текст; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; составлять план текста; рабо­тать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с проис­хождением слова каникулы; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Карточки. Подумайте, какие вежливые слова надо вставить на место пропусков. Запишите 2-е предложение, подчеркните в словах орфограмму «непроизносимые согласные в корне».

2. Чтение темы «Текст и его план», определение познавательной задачи и целей урока.

4. Чтение текста (учебник, упр. 5, с. 8). Обсуждение: «Составляют ли данные предложения текст?» Определе­ние темы и главной мысли текста. Подбор заголовка к тексту. Учитель обращает внимание на слова, которые употребляет автор в тексте: берёза, она, весёлая берёзка, зелёная красавица; на то, как связаны между собой вто­рое и третье предложения (местоимением она).

5. Рабочая тетрадь, упр. 9. Прочитайте. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Обращайте внимание на смысл предложений. Озаглавьте текст.

6. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных» (учебник, с. 9): чтение текста о слове каникулы, определе­ние темы текста и его познавательной направленности. Запись слова каникулы, подбор к нему однокоренного слова из текста, выделение непроверяемой орфограммы, составление предложения с данным словом и его запись.

7. Воспроизведение знаний о композиции текста, его плане. Выполнение заданий (учебник, упр. 7). Определе­ние темы (Отец и сыновья) и главной мысли (Если жить в согласии, никакая беда не страшна, если в раздоре – всякий одолеть может) всего текста: чтение предло­жений, в которых выражена главная мысль. Соотнесение текста и заголовка. Обсуждение: «Что отражено в заго­ловке — тема или основная мысль? Как выделить в тек­сте части? Почему части текста называют так: вводная или вступительная, основная, заключительная? Что надо выразить в формулировках пунктов плана — тему или главную мысль части текста?» Составление плана.

Возможный вариант плана: 1) Отцовский приказ. 2) Испытание. 3) Наказ отца.

1) Сыновья не послушались. 2) Легко сломать поодиночке. 3) Жизненная мудрость

Устная передача содержания текста по плану.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя и выпол­нение задания: «Что такое текст? Что такое план текста? Как составить план текста? Проверьте себя: определите по данному плану тему сочинения («Рабочая тетрадь», упр. 11)».

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике (упр. 5, письменное за­дание).



1



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ