Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных" 3 класс

Дубовкина С.А.

Урок №49


  1. Тема урока: «Изменение прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных».


Интегрирующая дидактическая цель: - ознакомление с изменением имён прилагательных по родам, развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных.


Целевой план действий для учащихся:

  • развитие умения определять род имён прилагательных;

  • развитие умения изменять имена прилагательные по родам;

  • развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания;

  • развитие умения разбирать имена прилагательные по составу;

  • развивать речь;

  • обогащать словарный запас.


  1. Банк информации:


а) входной контроль


Ответьте на вопросы:

- Как определить род имён прилагательных?

- Как определить род имён существительных?


б) объяснение нового материала


Сказка


Отправилось погулять прилагательное тёплый. Сначала оно гуляло с существительным день и имело окончание -ый, потом оно гуляло с существительным молоко и имело окончание -ое, и, наконец, оно отправилось на прогулку с существительным погода и вновь изменило своё окончание на -ая.


Как вы думаете – почему так происходит?


Вот такое наше прилагательное изменчивое - всегда подстраивается под существительное и меняет свои род и окончание.


Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.


http://shopedu.ru/uploaded_files/shop_images/808.jpg




в) закрепление нового материала


Уровень А


Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания. 4. Разбери по составу.


Синий, молодой, большой.


Задание 2.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.


Берёзов… роща, восточн… ветер, весенн... погода, февральск. . . празд ник, высок… дерево, зимн… солнце.


Задание3.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.


Дождлив… лето хуже осени.

Утренн… роса – добр… слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.


Задание 4.

Цель: - развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.


Лесной – край, поляна, озеро.

Золотой – кольцо, брошь, зуб.


Уровень Б


Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.


Дальний, тёплый, пушистый.


Задание 2.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.


Родн… село, широк… река, син… море, мягк… знак, сильн… человек, весенн… погода.


Задание3.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.


Умн… книга, что тёпл… дождь для всходов.

Добр… слава лежит, а худ… бежит.

Хорош… дело два века живёт.


Задание 4.

Цель: - развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.


Голубой – лента, небо, цветок.

Любимый – село, город, страна.


Уровень С


Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.


Вкусный, маленький, ласковый.


Задание 2.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Из данных слов составь словосочетания. 2. Запиши.


Чудесный картина - _________________________________________

Жирный пятно - ____________________________________________

Щавелевый кислота - _______________________________________

Душистый сено - ____________________________________________

Жилые дом - ________________________________________________

Пушистый белка - ___________________________________________


Задание3.

Цель: - развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай пословицы. 2. Подбери подходящие по смыслу прилагательные, чтобы закончить пословицы. 3. Допиши. 4. Укажи род подобранных прилагательных.


Речь хороша короткая, а верёвка ________________________ .

За большим подъёмом и спуск ___________________________ .

У ленивой лошади всегда повозка ________________________ .

У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб ___________________ .


Задание 4.

Цель: - развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.


Широкий – поле, простор, улица.

Чудесный – утро, вечер, ночь.





г) выходной контроль

Уровень А

Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ .


Выбери прилагательное мужского рода:

  1. прозрачная;

  2. знойный;

  3. белое.


Выбери пропущенное окончание – маленьк… дело:

  1. -ая;

  2. -ое;

  3. -ий.


Уровень Б

Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.


Выбери прилагательное женского рода:

  1. белая;

  2. белый;

  3. белое.


Выбери пропущенное окончание – лишн… слово:

  1. -яя;

  2. -ое;

  3. -ее.


Уровень С

Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо _____________ __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.


Выбери прилагательное среднего рода:

  1. белая;

  2. белый;

  3. белое.


Выбери пропущенное окончание – свеж… мясо:

  1. -ие;

  2. -ое;

  3. -ее.


Использованные ресурсы:


  1. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

  2. http://shopedu.ru/uploaded_files/shop_images/808.jpg

  3. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ