Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс
Дубовкина С.А.
Урок №48
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Интегрирующая дидактическая цель: - ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи.
Целевой план действий для учащихся:
формировать умение распознавать имена прилагательные в тексте;
формировать умение находить имя существительное, к которому относится прилагательное;
развивать речь, умение задавать вопросы к имени прилагательному;
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- Что такое имя прилагательное?
- От какой части речи зависит прилагательное?
б) объяснение нового материала
Сказка
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это?
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Какова роль прилагательных в речи? Узнаем из стихотворения.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить…
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Закончи предложения.
Имя прилагательное отвечает на вопросы …
Имя прилагательное обозначает …
Имя прилагательное зависит от …
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Выпиши имена прилагательные.
Дом, домашний, синеть, синий, синева, большой, больше, веселье, весёлый.
Задание 2.
Цель: - развитие умения подбирать признаки предметов.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай слова. 2. Допиши признаки по цвету.
Ромашка _______________ , василёк _________________, колокольчик ______________________.
Задание3.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Спишите. 3. Подчеркните имена прилагательные.
Сильный утренний мороз сковал ручьи. В морозном воздухе хрустел снег. Утро было чудесное.
Задание 4.
Цель: - развивать умение находить словосочетания сущ.+прил., задавать вопрос от сущ. к прил.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Выпишите словосочетания сущ.+прил. с вопросами.
Хорошо в зимнем лесу.
Светило яркое солнце.
По синему небу плыло легкое облачко.
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Выпиши имена прилагательные.
Холод, холодный, холодить, светлый, свет, светить, светлее, ночь, ночной, ночевать, серебро, серебристый, серебряный.
Задание 2.
Цель: - развитие умения подбирать признаки предметов.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай слова. 2. Допиши признаки по вкусу.
Селёдка _______________ , редька _________________, малина______________________, клюква _________________ .
Задание3.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Спишите. 3. Подчеркните имена прилагательные.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпаны пушистым снегом. Всё освещено ярким солнечным светом.
Задание 4.
Цель: - развивать умение находить словосочетания сущ.+прил., задавать вопрос от сущ. к прил.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте пословицы. 2. Объясните, как вы их понимаете? 3. Выпишите словосочетания сущ.+прил. с вопросами.
Смелые люди побеждают, а трусливые люди погибают.
Умная голова не скажет пустые слова.
Уровень С
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Выпиши имена прилагательные.
Тепло, тёплое, теплота, летнее, лето, летний, смелость, смелая, смелее, осмелел, лазурный, лазурь.
Задание 2.
Цель: - развитие умения подбирать признаки предметов.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай слова. 2. Допиши признаки по материалу.
Мяч _______________ , стакан _________________, стол______________________, гвоздь _________________ .
Задание3.
Цель: - развитие умения находить имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте текст. 2. Спишите. 3. Подчеркните имена прилагательные.
Всё могут, всё умеют человеческие руки. Они превратили дикие земли в богатые поля. Они раздвинули дремучие леса, осушили топкие болота, наполнили влагой жаркие пустыни.
Задание 4.
Цель: - развивать умение находить словосочетания сущ.+прил., задавать вопрос от сущ. к прил.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте пословицы. 2. Объясните, как вы их понимаете? 3. Выпишите словосочетания сущ.+прил. с вопросами.
Белые ручки чужие труды любят.
Маленькое дело лучше большого безделья.
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает __________________ предмета и отвечает на вопросы ____________________________________ .
Выбери имя прилагательное:
год;
нашёл;
глубокий;
глубина.
К данному существительному подбери как можно больше прилагательных.
Стол (какой?) - ………
Уровень Б
Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ____________________________ и отвечает на вопросы ____________________________________ .
Выбери имя прилагательное:
1) красота;
2) красивый;
3) краше;
4) красивее.
К данному существительному подбери как можно больше прилагательных.
Яблоко (какое?) - ………
Уровень С
Цель: - установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Имя прилагательное – это _________ речи, которая обозначает ____________________________ и отвечает на вопросы ____________________________________ .
Выбери имя прилагательное:
1) меньше;
2) кроха;
3) крохотный;
4) улыбкой.
К данному существительному подбери как можно больше прилагательных.
Цветок (какой?) - ………
Использованные ресурсы:
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.
Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ