Конспект урока по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №41
Тема урока: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных»
Интегрирующая дидактическая цель: - формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, писать заглавную букву в именах собственных.
Целевой план действий для учащихся:
формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
распознавать собственные и нарицательные имена существительные;
развивать орфографическую зоркость;
повторять ранее изученный материал.
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- На какие вопросы отвечает существительное?
- Почему у существительного 2 вопроса?
б) объяснение нового материала
Запомни: Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?;
неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?
Найди столбик(и) с одушевлёнными существительными
трамвай
троллейбус
автобус
лестница
коридор
парашют
пассажир
дирижёр
астронавт
священник
ласточка
стриж
заяц
козёл
медведь
тюльпан
нарцисс
подснежник
берёза
ромашка
В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
На лугу пасётся козёл.
В спортивном зале есть козёл.
Также имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить в тексте собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Выпиши имена собственные.
Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять существительные.
Методический комментарий для учащихся:1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
Задание3.
Цель: - развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?
Методический комментарий для учащихся: 1. Выпиши сначала одушевлённые имена существительные, а потом – неодушевлённые.
Писатель, жаворонок, богатырь, гитара, забор, шкаф, спица, книга, орех, дятел, кнопка, щенок.
Задание 4.
Цель: - учить правильно писать собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы.
(П,п)иск (К,к)омара
(Д,д)ошкольница (А,а)лёнка
(В,в)нучка (А,а)нюта
(Т,т)ихий (О,о)кеан
(Р,р)аскат (Г,г)рома
(О,о)стров (Г,г)ренландия
(М,м)ария (П,п)етровна
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - развитие умения писать собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Впиши имена собственные.
Мы живём на планете … , на материке … , в стране … , в городе … , на улице … .
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять существительные.
Методический комментарий для учащихся:1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.
Гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.
Задание3.
Цель: - развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?
Методический комментарий для учащихся: 1. Выпиши сначала одушевлённые имена существительные, а потом – неодушевлённые.
Орудие, валенки, старики, базар, отдел, бабочка, заработок, родители, барабан, барабанщик.
Задание 4.
Цель: - учить правильно писать собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы.
(В,в)ера в свои силы
(Д,д)евочка (В,в)ера
(А,а)тлантический (О,о)кеан
(В,в)нученька (К,к)атюша
(Н,н)аша (У,у)лица
(П,п)рекрасная (Ф,ф)ранция
(О,о)стров (М,м)адагаскар
Уровень С
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить в тексте собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст и исправь ошибки.
Львы во львове
Прибежали в город львов
Двадцать пять весёлых львов:
- Люди, знаете ли вы,
Где живут во львове львы?
Объяснить я львам готов:
- Есть во львове много львов,
Есть во львове много львов,
Но без грив и без хвостов:
Львы…ивановичи,
Львы степановичи,
Львы даниловичи.
Львы гавриловичи,
Львы петровичи,
И львы львовичи!
Е.Руженцев
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять существительные.
Методический комментарий для учащихся:1. Преврати одушевлённые имена существительные в неодушевлённые, составив словосочетания.
гусеница
бабочка
Задание3.
Цель: - развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?
Методический комментарий для учащихся: 1. Найдите в стихотворении все имена существительные. 2. Выпишите их и определите – одушевленные они или нет. 3. Обратите внимание, что автор стихотворения "одушевляет" явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными!
* * *
Нашумелись, Колокольчик
Наплясались, В дрёму клонит,
Нарезвились, Одуванчик
Наигрались. Видит сон.
И подкралась Сон пушистый
Тишина, Не спугните
Тихо села Невзначай.
У окна. Доброй ночи.
Доброй ночи.
Ветерок Спите, дети,
Листвы не тронет, Баю–бай.
Под кустом О. Дриз
Улёгся он.
Задание 4.
Цель: - учить правильно писать собственные имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Придумайте и запишите существительные (в словосочетаниях), которые, в зависимости от написания, могут обозначать то нарицательные, то собственные имена существительные.
Например, собака Белка, пушистая белка.
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
1. Выдели слово, которое отвечает на вопрос что?
а) муравей;
б) семечко;
в) Анна;
2. Сколько одушевлённых существительных в данном тексте?
У моей сестрёнки живут хомяки. А недавно ей подарили маленького котёнка. Света очень внимательно относится к своим питомцам.
а) 3;
б) 4;
в) 5.
Вставь пропущенное слово.
Имена, фамилии, клички, города –
Все с ____________________ буквы
Пишутся всегда.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
1. Выдели слово, которое отвечает на вопрос кто?
а) муравей;
б) семечко;
в) трава;
2. Какое слово в каждой строчке – лишнее:
школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;
мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвёртка;
водяной, водитель, вода, водовоз;
снегоход, снег, Снегурочка, подснежник.
3. Почему слово справа написано с большой буквы, а слева – с маленькой?
шарик Шарик
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Загадки.
Что за художник
У окна побывал?
Что за художник
Окно разрисовал?
Кто родится с усами,
но с закрытыми глазами?
Почему в первой загадке поставлен вопрос ЧТО?, а во второй – КТО?
Каверзный вопрос
Существительные какого рода всегда (за одним исключением – дитя) неодушевленные?
Почему слово Крошка пишется с большой буквы?
Кошка Крошка на окошке
Кашу кушала по крошке.
Использованные ресурсы:
О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.
Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.
О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Полный курс русского языка.М., Астрель, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ