Конспект урока по русскому языку "Упражнение в распознавании частей речи" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №38
Тема урока: «Упражнение в распознавании частей речи»
Интегрирующая дидактическая цель: учить распознавать части речи.
Целевой план действий для учащихся:
развитие умения распознавать части речи по их существенным
признакам: по вопросам и значению;
развитие речи учащихся, орфографической зоркости, внимания, мышления;
воспитывать интерес к изучению языка.
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- Как определить какой частью речи является слово?
- К каким частям речи не задают вопрос?
б) объяснение нового материала
Прочитайте отрывок из стихотворения и допишите слова.
Весёлая грамматика
Существительное - _______________
_______________ - глагол. весёлый
С прилагательным - _____________ школа
Новый школьный день пришёл. семь
Встали ______ - местоименье, просыпается
Бьёт числительное - ____________ . мы
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Заполним памятку, в которой укажем всё, что мы знаем про части речи.
Часть речи
Вопросы
Значение
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Числительное
Наречие
Предлог
Союз
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.
Зимняя ночь
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.
Задание 2.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.
Методический комментарий для учащихся:1.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.
Зимняя ночь
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.
Задание3.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.
Зимняя ночь
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.
Проходит долгая з…ма. Ярче стали солнечные лучи. П…темнел снег в п…лях, п…чернели д…роги. На ул…цах много в…ды. Скоро н…чнут возвр…щаться птицы.
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.
Зимой в лесу
Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу появились узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки.
Задание 2.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.
Каким бывает снег
Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.
В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.
Задание3.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай текст. 2. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.
Проходит долгая зима. Ярче стали солнечные лучи. Потемнел снег в полях, почернели дороги. На улицах много воды. Скоро начнут возвращаться птицы.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.
Снег идёт
В л…су снег по колено. На ветках пуш…стые подушки. Тонкие берё…ки с…гнулись, а ели опустили мохнатые лапы. Всюду рыхлый снег. Л…жит под ёлкой заяц-беляк. Рябчик п…клевал ольховых с…мян и нырнул в снег . Л…нивые лоси бр…дили по снегу, а п…том л…гли на снег.
Уровень С
Задание 1.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Подчёркни глаголы двумя чертами. 3. Докажи.
Кто сеет?
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Дождь смочил кротовую пашню. Солнце нагревает её. Кто же начнёт сев?
Вокруг поляны стоят ёлки. Раскрыли они свои шишки. Налетел ветер.
Полетели бесшумно вниз лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, а другие в траве запутались. Но многие попадали в рыхлую землю. И появились на этих местах ёлочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь свободного места.
Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2.Подчёркни имена прилагательные волнистой чертой. 3. Докажи.
Каким бывает снег
Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.
В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.
Задание3.
Цель: - развитие избирательности внимания, умения распознавать существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай текст. 2. Обведи в кружок имена существительные. 2. Докажи.
Как выращивают рис.
Рис – один из древнейших продуктов питания. Рису нужен жаркий и влажный климат. Вот почему его выращивают в тропических странах. Посадка риса не похожа на посадку других растений. Перед началом работ рисовое поле заполняют водой. В эту полужидкую грязь и сажают кустики рисовой рассады.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи, писать безударные гласные в корне слова и в приставках.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи части речи. 4. Докажи.
Испугали
Снег скр…пит под н…гами. Ёлки укрыты мохнатым инеем. Я вышел на п…ляну. М…роз кр…пчал. Вдруг под н…гами снег вз…рвался. Я даже испугался и отб…жал в стор…ну. Из-под снега выл…тели три рябчика. Остались от птиц ямки. Рябчики исчезли в пуш…стых ёлках.
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Определите часть речи.
Осилить, сила, силовой.
Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Мяч, кукла, заводной, шар.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Определите часть речи.
Говорить, разговорчивый, разговор.
Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Желтый, желтеет, широкий, сильный.
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Определите часть речи.
Готовить, готовый, заготовитель.
Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Белок, белить, белила, белка.
Использованные ресурсы:
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.
Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ