Конспект урока по русскому языку "Изменение частей речи по числам. Части речи и их правильное употребление" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №39
Тема урока: «Изменение частей речи по числам. Части речи и их правильное употребление»
Интегрирующая дидактическая цель: учить изменять части речи по числам.
Целевой план действий для учащихся:
развитие умения изменять части речи по числам;
развитие умения правильно употреблять части речи;
развитие речи учащихся, орфографической зоркости, внимания, мышления;
воспитывать интерес к изучению языка.
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- Какие части речи изменяются по числам?
- Что общего в изменении частей речи по числам?
б) объяснение нового материала
Сказка «Чудесные превращения»
Жили-были части речи: Имя существительное, Имя прилагательное и Глагол. И решили они пойти в Школу Волшебников. Там их учили пользоваться магией и изменяться по числам. Например, существительное мяч превращалось в мячи, прилагательное красный – в красные, а глагол прыгает – в прыгают. Они с лёгкостью переходили из единственного числа во множественное, а из множественного – в единственное. Но не всем существительным удавались эти чудесные превращения. Например, слово варенье никак не могло измениться, так и оставалось только в единственном числе. А ножницы могли быть только во множественном.
Давайте понаблюдаем, что меняется вместе с числом?
мяч - мячи
красный – красные
прыгает – прыгают
ЗАПОМНИ!
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.
Существительное в единственном числе обозначает один предмет, прилагательное – признак одного предмета, глагол – действие одного предмета.
Существительное во множественном числе - два или несколько предметов, прилагательное – признаки нескольких предметов, глагол – действия нескольких предметов.
При изменении имени существительного, имени прилагательного и глагола по числам изменяется их окончание: учебник – учебники, любимый – любимые, читает –читают.
Прочитай русскую народную считалку. Образуй от выделенных существительных, данных в форме единственного числа, форму множественного числа.
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
«Ты, слуга, давай карету,
А я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон».
Найди существительное, которое употребляется в форме множественного числа, хотя в считалке оно обозначает один предмет.
А есть в русском языке существительные, которые, наоборот, имеют только форму единственного числа.
Прочитай стихотворение. Найди существительное, которое имеет форму только единственного числа.
Корова.
Корову узнать легко
По одному по тому,
Что с одной стороны у неё молоко,
А с другой стороны –
Му!
(Огден Нэш, перевод Г.Кружкова. )
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Думает, пишет, читает, рисует, любит, играет, разговаривает.
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Высокие деревья, вечерние газеты, дикие звери, правильные дороги, пятнистые коровы, могучие машины, красивые снежинки.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Дом, слоны, стол, день, картины, корзина, сапоги, кино.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, приставки и предлоги, сочетания жи-ши, чу-щу, чк-чн.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.
Р…б…тишки любят м…стерить разные в…щицы. Они (при)н…сли (из)леса с…сновые и еловые ш…шечки. Д…тишки (з…)п…сли в…точки и л…сточ…ки. И вот (…т)крыта м…стерская. Она будет выпускать л…сные игрушки. Д…тки делают в…сёлых зв…рюшек. Какая л…сич…ка-с…стрич…ка! Какая ежиха, к…злята! Кому под…рить это ч…до? (…т)н…сём их м…лышам!
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Спасёт, лежит, звенит, проверила, стоит, шумит, вылечишь, начертишь.
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Ранний отлёт, передние лапки, круглое ухо, робкие зайчики, пустой автобус, весеннее утро, высокие ели, домашние кошки.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Ёлочки, робот, колесо, чучело, пень, песок, капели, одеяло, сметана, слесарь, хлопоты.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, парные и непроизносимые согласные, приставки и предлоги, сочетания чк-чн.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.
Ст…ял жаркий д…нёк. Вдру… (п…)т…нул в…терок. (Н…)б…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. (П…)шёл дождик. Со…нце (…)св…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли (по)тр…ке и цв…точ…кам. Они (п…)в…сали (на)л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч.
Уровень С
Задание 1.
Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Верите, красит, забрала, загрузить, разогнула, знают, добыл, выберете, погнул, упало.
Задание 2.
Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.
Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Белое облако, далёкий край, сочные яблоки, мятые брюки, удобные места, младший брат, зелёные тетради.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.
Актрисы, журавль, копытца, гром, озеро, вокзал, поля, волос, колос, торт, повар, сутки, метро.
Задание 4.
Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, непроизносимые согласные, приставки и предлоги, сочетания ча-ща, разделительный ъ и ь.
Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.
Мы под…езжали к живописным м…стам. У нас л…са ч…сто гибнут (от)безжалос…ного обращения.( За)п…с…дками м…л…дых д…рев…ев сл…дят труд…любивые лес…воды. Они уч…ствуют в б…р…бе с вр…дителями. Личинки гусеницы с…едают м…л…дые п…беги, об…едают разноцветные лист…я. Лес…вод устанавливает м…ста, которые (п…)страдали от пожара и бур…лома, (…т)водит уч…стки для р…боты лес…рубов.
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Может ли имя существительное изменяться по числам?
а) да;
б) нет;
в) по-разному.
Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Конь, лошади, жеребёнок.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
При изменении имени существительного по числам изменяется его …
а) смысл;
б) окончание;
в) род.
Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Дети, человек, ребята.
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Число имени прилагательного определяют по …
а) имени существительному, стоящему рядом;
б) имени существительному, с которым оно связано;
в) предлогу.
Найдите лишнее словосочетание. Объясните свой выбор.
а) ремонтирую велосипед;
б) мечтала о лете;
в) прибежали к финишу.
Использованные ресурсы:
О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.
http://www.home-edu.ru/user/f/00001232/Denisova/denisova7.htm
Л.П.Николаева, И.В.Иванова. Тесты по русскому языку.М., «Экзамен», 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ