Конспект урока по русскому языку "Изменение частей речи по числам. Части речи и их правильное употребление" 3 класс

Дубовкина С.А.

Урок №39



  1. Тема урока: «Изменение частей речи по числам. Части речи и их правильное употребление»



  1. Интегрирующая дидактическая цель: учить изменять части речи по числам.



  1. Целевой план действий для учащихся:

  • развитие умения изменять части речи по числам;

  • развитие умения правильно употреблять части речи;

  • развитие речи учащихся, орфографической зоркости, внимания, мышления;

  • воспитывать интерес к изучению языка.



  1. Банк информации:



а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

- Какие части речи изменяются по числам?

- Что общего в изменении частей речи по числам?

б) объяснение нового материала



Сказка «Чудесные превращения»



Жили-были части речи: Имя существительное, Имя прилагательное и Глагол. И решили они пойти в Школу Волшебников. Там их учили пользоваться магией и изменяться по числам. Например, существительное мяч превращалось в мячи, прилагательное красный – в красные, а глагол прыгает – в прыгают. Они с лёгкостью переходили из единственного числа во множественное, а из множественного – в единственное. Но не всем существительным удавались эти чудесные превращения. Например, слово варенье никак не могло измениться, так и оставалось только в единственном числе. А ножницы могли быть только во множественном.



Давайте понаблюдаем, что меняется вместе с числом?

мяч - мячи

красный – красные

прыгает – прыгают

 

http://www.home-edu.ru/user/f/00001232/Denisova/image/sovadenstup2.4.jpg

 

 

ЗАПОМНИ!

Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.

Существительное в единственном числе обозначает один предмет, прилагательное – признак одного предмета, глагол – действие одного предмета.

Существительное во множественном числе - два или несколько предметов, прилагательное – признаки нескольких предметов, глагол – действия нескольких предметов.

При изменении имени существительного, имени прилагательного и глагола по числам изменяется их окончание: учебник – учебники, любимый – любимые, читает –читают.



Прочитай русскую народную считалку. Образуй от выделенных существительных, данных в форме единственного числа, форму множественного числа.

 

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

«Ты, слуга, давай карету,

А я сяду и поеду,

Ты, слуга, подай метлу,

Я в карете подмету.

Ты, слуга, подай лимон

И выкатывайся вон».



Найди существительное, которое употребляется в форме множественного числа, хотя в считалке оно обозначает один предмет.





А есть в русском языке существительные, которые, наоборот, имеют только форму единственного числа.

Прочитай стихотворение. Найди существительное, которое имеет форму только единственного числа.

 

Корова.

Корову узнать легко

По одному по тому,

Что с одной стороны у неё молоко,

А с другой стороны –

Му!

(Огден Нэш, перевод Г.Кружкова. )







в) закрепление нового материала


Уровень А

Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Думает, пишет, читает, рисует, любит, играет, разговаривает.


Задание 2.

Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Высокие деревья, вечерние газеты, дикие звери, правильные дороги, пятнистые коровы, могучие машины, красивые снежинки.


Задание3.

Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Дом, слоны, стол, день, картины, корзина, сапоги, кино.



Задание 4.

Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, приставки и предлоги, сочетания жи-ши, чу-щу, чк-чн.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.


Р…б…тишки любят м…стерить разные в…щицы. Они (при)н…сли (из)леса с…сновые и еловые ш…шечки. Д…тишки (з…)п…сли в…точки и л…сточ…ки. И вот (…т)крыта м…стерская. Она будет выпускать л…сные игрушки. Д…тки делают в…сёлых зв…рюшек. Какая л…сич…ка-с…стрич…ка! Какая ежиха, к…злята! Кому под…рить это ч…до? (…т)н…сём их м…лышам!



Уровень Б

Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Спасёт, лежит, звенит, проверила, стоит, шумит, вылечишь, начертишь.


Задание 2.

Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Ранний отлёт, передние лапки, круглое ухо, робкие зайчики, пустой автобус, весеннее утро, высокие ели, домашние кошки.


Задание3.

Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Ёлочки, робот, колесо, чучело, пень, песок, капели, одеяло, сметана, слесарь, хлопоты.


Задание 4.

Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, парные и непроизносимые согласные, приставки и предлоги, сочетания чк-чн.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.


Ст…ял жаркий д…нёк. Вдру… (п…)т…нул в…терок. (Н…)б…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. (П…)шёл дождик. Со…нце (…)св…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли (по)тр…ке и цв…точ…кам. Они (п…)в…сали (на)л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч.




Уровень С

Задание 1.

Цель: - развитие умения изменять по числам глаголы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Верите, красит, забрала, загрузить, разогнула, знают, добыл, выберете, погнул, упало.


Задание 2.

Цель: - развитие умения изменять по числам прилагательные.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай словосочетания. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Белое облако, далёкий край, сочные яблоки, мятые брюки, удобные места, младший брат, зелёные тетради.

Задание3.

Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай слова. 2. Определи часть речи и число. 3. Измени слова по числам.


Актрисы, журавль, копытца, гром, озеро, вокзал, поля, волос, колос, торт, повар, сутки, метро.


Задание 4.

Цель: - учить правильно распознавать части речи и их число, писать безударные гласные, непроизносимые согласные, приставки и предлоги, сочетания ча-ща, разделительный ъ и ь.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спиши предложения. 2. Вставь пропущенные буквы. 3. Определи в выделенных словах части речи и число. 4. Докажи.


Мы под…езжали к живописным м…стам. У нас л…са ч…сто гибнут (от)безжалос…ного обращения.( За)п…с…дками м…л…дых д…рев…ев сл…дят труд…любивые лес…воды. Они уч…ствуют в б…р…бе с вр…дителями. Личинки гусеницы с…едают м…л…дые п…беги, об…едают разноцветные лист…я. Лес…вод устанавливает м…ста, которые (п…)страдали от пожара и бур…лома, (…т)водит уч…стки для р…боты лес…рубов.


г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Может ли имя существительное изменяться по числам?

а) да;

б) нет;

в) по-разному.


Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Конь, лошади, жеребёнок.



Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


При изменении имени существительного по числам изменяется его …

а) смысл;

б) окончание;

в) род.


Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Дети, человек, ребята.


Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Число имени прилагательного определяют по …

а) имени существительному, стоящему рядом;

б) имени существительному, с которым оно связано;

в) предлогу.


Найдите лишнее словосочетание. Объясните свой выбор.

а) ремонтирую велосипед;

б) мечтала о лете;

в) прибежали к финишу.


Использованные ресурсы:

  1. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.

  2. http://www.home-edu.ru/user/f/00001232/Denisova/denisova7.htm

  3. Л.П.Николаева, И.В.Иванова. Тесты по русскому языку.М., «Экзамен», 2011.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ