Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс
Дубовкина С.А.
Урок №40
Тема урока: «Имя существительное и его роль в речи»
Интегрирующая дидактическая цель: ознакомление с обобщённым лексическим значением имен существительных (являются названием людей, вещей, событий и др.)
Целевой план действий для учащихся:
закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;
развитие внимания, мышления;
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
- Что помните о существительном?
- Что мы понимаем под словом предмет?
б) объяснение нового материала
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.
Например, так, как В.Маяковский.
Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
Имена существительные дают названия всем предметам.
Назовите имена существительные, которые видите на картинке.
Дополните ряды существительных:
живые существа: девочка . . .
явления природы: гроза . . .
явления общественной жизни: митинг . . .
признак как предмет: синева . . .
действие как предмет: бег . . .
абстрактные понятия: счастье . . .
конкретные понятия: дверь . . .
И ВСЁ ЭТО – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Спиши. 3. Подчеркни имена существительные.
А метелица весь вечер
Косы белые плетёт.
И шагает мне навстречу
По бульвару Новый год.
О.Высотская
Задание 2.
Цель: - развитие умения определять число существительных.
Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.
Крики, воин, рыбак, гусь, бегемоты, крабы, зеркало, джунгли, гараж, шорты.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.
Жёлтый, белый, волшебный, новый, привычный, весёлый.
Задание 4.
Цель: - учить правильно находить противоположные по смыслу имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Слова из первого столбика соедини с противоположными по смыслу словами из второго столбика.
белизна разлука
богач глупец
встреча чернота
мудрец бедняк
Уровень Б
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Спиши. 3. Подчеркни имена существительные.
Если мы идём в поход,
Смех от нас не отстаёт!
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе.
А.Босев
Задание 2.
Цель: - развитие умения определять число существительных.
Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.
Писатель, валенки, старики, базар, родители, грусть, волны, мёд, клещ, вёсла.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.
Красный, загадочный, синий, мудрый, быстрый, кривой, дешёвый.
Задание 4.
Цель: - учить правильно находить противоположные по смыслу имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1.Слова из первого столбика соедини с противоположными по смыслу словами из второго столбика.
восход быль
карлик веселье
сказка великан
скука закат
Уровень С
Задание 1.
Цель: - развитие умения находить в тексте имена существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение, используя слова для справок. 2. Что ещё вы добавите, чтобы стихотворение восстановить полностью? 3. Спиши. 4. Подчеркни имена существительные.
Что где?
Дерево прячет корни __ ____________ .
Искры таятся __ тёплой ____________ .
__ ____________ зрелом спрятан дубок.
__ белой _____________ спрятан желток.
О.Дриз
Слова для справок: золе, скорлупке, земле, жёлуде.
Задание 2.
Цель: - развитие умения определять число существительных.
Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.
Продавец, творожок, французы, клубника, трамваи, сметана, листы, качели, колёса, корзина.
Задание3.
Цель: - развитие умения изменять по числам существительные.
Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.
Жадный, добрый, худой, крепкий, яркий, свежий, ловкий, любимый.
Задание 4.
Цель: - учить подбирать синонимы и антонимы к существительным.
Методический комментарий для учащихся: 1.Подбери к каждому существительному синоним и антоним. 2. Запиши.
Друг - ___________ - ________________
Трусость - ___________ - ____________
Горе - __________ - ________________
Труд - __________ - ________________
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.
-
парта
школьник
ветер
запел
птица
книга
писать
нарисовали
спит
солнышко
СЛО
Отгадай ребус.
Уровень Б
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Из двух существительных составьте новое слово, соединив слова из правого столбика и слова из левого столбика. Например, пост+ель=постель.
вол рак
приз овод
вино рис
сено окно
сад град
кипа вал
Определи части речи выделенных слов.
В доме топилась большая русская ПЕЧЬ.
ПЕЧЬ блины, пироги, торты – настоящее искусство.
Отгадай ребус. РУ
ГИ
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Впиши в пустые клетки пять разных букв так, чтобы получилось пять разных имён существительных.
-
О
С
Т
Ь
О
С
Т
Ь
А
С
Т
Ь
А
С
Т
Ь
А
С
Т
Ь
Определи части речи выделенных слов.
РОЙ пчёл кружится над липой.
РОЙ яму поглубже.
Отгадай ребус. 1УМ
Использованные ресурсы:
О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ