Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания существительных" 3 класс

Дубовкина С.А.

Урок №43


  1. Тема урока: «Родовые окончания существительных»


Интегрирующая дидактическая цель: - познакомить с родовыми окончаниями имён существительных.


Целевой план действий для учащихся:


  • формировать умение определять род имен существительных;

  • познакомить с окончаниями имен существительных мужского, женского и среднего рода;

  • закрепить знания учащихся об имени существительном;

  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

  • вырабатывать внимательность и наблюдательность.


  1. Банк информации:


а) входной контроль


Ответьте на вопросы:

- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как определить род существительного?


б) объяснение нового материала

Все существительные в русском языке относятся к какому-нибудь роду: мужскому, женскому, среднему.


Род существительных можно определить по окончанию: дом http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/58812b5d-a3e7-455d-b55c-168550d3d45d/%5bI-RUS_06-02%5d_%5bML_12-U%5d_files/end.gif  (м.р.), книга (ж.р.), окно (ср.р.). Но существуют исключения.


Существительные с нулевым окончанием могут быть не только мужского (день http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/58812b5d-a3e7-455d-b55c-168550d3d45d/%5bI-RUS_06-02%5d_%5bML_12-U%5d_files/end.gif ), но и женского рода (лень http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/58812b5d-a3e7-455d-b55c-168550d3d45d/%5bI-RUS_06-02%5d_%5bML_12-U%5d_files/end.gif ). Род существительных, на конце которых мягкий знак, по окончанию определить нельзя: пень http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/58812b5d-a3e7-455d-b55c-168550d3d45d/%5bI-RUS_06-02%5d_%5bML_12-U%5d_files/end.gif и тень http://school-collection.edu.ru/dlrstore-wrapper/58812b5d-a3e7-455d-b55c-168550d3d45d/%5bI-RUS_06-02%5d_%5bML_12-U%5d_files/end.gif .


Существительные с окончаниями –а, -я могут быть не только женского (мама, земля), но и мужского рода (папа, дядя).


Род существительных с основой на надо знать или проверять по словарю.

Некоторые существительные с основой на можно употреблять и в мужском, и в женском роде, например, шампунь. В таком случае, лучше употреблять слово в том роде, который первым отмечен в словаре, т. е. в мужском.

Некоторые с течением времени изменили свой род: раньше слово рояль относилось к женскому роду, а теперь оно мужского рода.


Слова с уменьшительными суффиксами -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк- и увеличительным суффиксом -ищ- имеют несвойственные для их рода окончания. У слов домишко, хлебушко окончание , такое же, как у слов среднего рода. У слов братишка, скворушка – окончание , как у слов женского рода. Определять род таких существительных нужно по словам, от которых они образованы:

  • домишко – дом

  • письмишко – письмо

  • скворушка – скворец

  • избушка – изба


в) закрепление нового материала


Уровень А

Задание 1.

Цель: - учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.

яблок(о,а) цапл(е,и,я) лёд

ведёрц(е,и,а) щучк(о,а) зверь

мяс(а,о) зёрнышк(а,о) винишк(о,а)

войск(о,а) зимушк(о,а) олень

гусын(е,и,я) озер(о,а) журавль



Задание 2.

Цель: - развитие умения правильно составлять словосочетания, определять род существительных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Составь словосочетания. 2. Определи род существительных.


крепкое ложка
косолапый молоко
бурное лимон
красная медведь
деревянная здоровье
жёлтый море
кислое рябина



Задание3.

Цель: - развитие умения определять части речи, главные члены предложения, род существительных, объяснять правописание.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай предложение. 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание. 3. Определи части речи всех слов в предложении. 4. Определи род существительных. 5. Подчеркни подлежащее и сказуемое.


Зимняя д…ро…ка бл…стела на со…нце.



Задание 4.

Цель: - развитие умения определять род имен существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Напиши в скобках род имён существительных.


Смотри, какое небо (____)

В прогалинах (_____) лесных –

Давно уж не бывало

Такой голубизны! (____)

К оврагу(____) жмётся дымка, (____)

Прозрачна и легка,

И далеко за речку (____)

Уплыли облака. (____)


Уровень Б


Задание 1.

Цель: - учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.


одеял(а,о) мошк(а,о) бегств(а,о)

машинк(о,а) шил(о,а) подсказк(о,а)

поползень волоконц(е,а) агентств(а,о)

кактус полотенп(а,е,о) лакомств(а,о)

удав домищ(е,и,а) акул(а,о)



Задание 2.

Цель: - развитие умения правильно составлять словосочетания, определять род существительных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Допиши словосочетания. 2. Определи род существительных.


крепкое ____________ косолапый ________________
бурное _____________ жёлтый ________________
красная _____________ деревянная ________________
кислое ____________


Задание3.

Цель: - развитие умения определять части речи, главные члены предложения, род существительных, объяснять правописание.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай предложение. 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание. 3. Определи части речи всех слов в предложении. 4. Определи род существительных. 5. Подчеркни подлежащее и сказуемое.


У Даши на …кошке р…стёт з…лёный кактус.


Задание 4.

Цель: - развитие умения определять род имен существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Напиши в скобках род имён существительных.


Колокол (____) дремавший

Разбудил поля.(____)

Улыбнулась солнцу(____)

Сонная земля.(____)

Понеслись удары(____)

К синим небесам.(____)

Звонко раздаётся

Голос (____)по лесам.(____)

С.Есенин


Уровень С


Задание 1.

Цель: - учить правильно писать имена существительные в зависимости от рода.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных. 2. Выдели окончания.


дел(о,а) лестниц(о,а) дрозд

деревн(е,и,я) дождищ(е,и,а) войск(о,а)

кисель площадк(о,а) кресл(а,о)

селёдк(о,а) донышк(о,а) солнц(е,и,а)

котищ(а,е,и) веретёнц(е,и,а) гор(е,и,я)



Задание 2.

Цель: - развитие умения правильно составлять словосочетания, определять род существительных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. 2. Напиши словосочетания. 3. Определи род существительных.


Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий … .



Задание3.

Цель: - развитие умения определять части речи, главные члены предложения, род существительных, объяснять правописание.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай предложение. 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание. 3. Определи части речи всех слов в предложении. 4. Определи род существительных. 5. Подчеркни подлежащее и сказуемое.


На стол мама п…ставила блюдеч…ки для торта и кру…ки для чая.


Задание 4.

Цель: - развитие умения определять род имен существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Определи род имён существительных.


Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

Н.Рубцов


г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Определи род. Как называются слова?

а) дорога;

б) путь;

в) направление.


Дополните словосочетания:

Красный … , голубое … , зимний … .

Вставь пропущенные слова:

Если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то существительное относится к _________________ роду.

Если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то существительное относится к _________________ роду.

Если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то существительное относится к _________________ роду.


Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Найди лишнее слово. Определи род. Как называются слова?

а) заглавие;

б) заголовок;

в) название.


Дополните словосочетания:

Огромный … , огромная … , огромное … .


Вставь пропущенные слова:

Если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то существительное относится к _________________ роду.

Если к имени существительному можно поставить слова _________, то существительное относится к _________________ роду.

Если к имени существительному можно поставить слова _________, то существительное относится к _________________ роду.



Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …


Методический комментарий для учащихся:


Найди лишнее слово. Определи род. Как называются слова?

а) гнев;

б) ярость;

в) бешенство.


Дополните словосочетания:

Ласковый … , ласковая … , ласковое … .


   Внимательно посмотрите. Я загадала слова. Это имена существительные.  __ а, ____ о, ___ , ___ е, ___ я.

Можно ли определить род имени существительного, если  мы видим только окончания?


Составьте из слов пословицу. Как вы её понимаете?

Найдите имена существительные. Определите их род.

красит, а человека -, солнце, труд, Землю



Использованные ресурсы:

  1. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Полный курс русского языка. 3 класс. М., Астрель, 2012.

  2. Т. Л. Федорова. Правила и упражнения по русскому языку. 1—4 классы. По программе Т. Г. Рамзаевой. М:. ЮНВЕС. 2005 .

  3. http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Urok-Rod-imjon-suschestvitelnykh/006-Kak-opredelit-rod-imjon-suschestvitelnykh.html

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ