КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 класс "ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"


МБОУ Ивановская СОШ № 2










УРОК В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ







ТЕМА:

«Имя числительное как часть речи»










Автор: Трипольская Елена Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МОУ Ивановская СОШ № 2








2012




КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида


ТЕМА: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление нового материала

ЦЕЛИ:

учебные: знакомство учащихся с именем числительным как частью речи;

выработка умения различать части речи по вопросам и значению;

работа над пониманием смысла нового правила и его практического

применения

коррекционные: закрепление умения работать по инструкции и алгоритму;

развитие мыслительной деятельности;

развитие долговременной памяти, способности

анализировать и обобщать

воспитательные: воспитание умения работать в коллективе (умение вступать в

речевое общение, участвовать в диалоге)

стремление добиваться наилучших результатов.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: беседа, рассказ, работа с учебником, устные и письменные упражнения, наглядность.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. М.: Просвещение, 2004. Компьютер, презентация «Имя числительное», карточки, опорный конспект.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на успех.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с числительным как частью речи, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

II. Речевая разминка. (Слайд №2)

Летят три пичужки через три пусты избушки.

(коррекция затруднений в понимании слов, сходных по звуковому составу, недостатков в произношении отдельных звуков)


III. Проверка домашней работы. Домашнее задание было «Записать все известные вам названия кинофильмов и сказок, в которых встречаются цифры». Проверка домашней работы организована в виде игры «Кто больше». Выставление оценок по результатам игры.

IV. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

У. Из чего состоит наша речь?

У. Одинаковое ли значение имеют слова?

У. Обратите внимание на слайд. Прочитайте слова в каждом ряду. Определите, на какой вопрос они отвечают, и к какой части речи относятся. (Проверка). (Слайд № 3)


вопрос

Часть речи

1. Стол, книга, парта.

Что?

Сущ.

2. Рисует, пишет, чертит.

Что делает?

Глагол

3. Белый, большой, круглый.

Какой?

Прилагательное

4. Чисто, слева, вчера.

Как, где?

Наречие

5. Я, ты, он, она.

Кто?

Местоимение

6. Раз, два, три.

Сколько?

Числительное

(Коррекционное упражнение на развитие долговременной памяти, способности

анализировать и обобщать)


V. Введение в тему.

У. В шестой строчке записаны слова, которые обозначают цифры. Как называется эта часть речи? (Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает)

Итак, сегодня мы будем говорить об имени числительном.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Обратите внимание на число. Какой частью речи оно является?


VI. Постановка цели урока перед детьми.

У. Сегодня на уроке мы должны научиться выделять имя числительное среди других частей речи и определять значение числительных.


VII. Объяснение нового материала.

У. В какой науке главными являются числа?

Как записываются числа в математике (цифрами), а в русском языке? (буквами)

Каждой цифре соответствует определенное числительное.

1 – один, 2 – два и т. д.

Работа с правилом в учебнике (стр. 174) Запись правила в конспект.

У. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете.

По значению числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?: один, два…

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?: первый, второй…

Работа с опорным конспектом. (Слайд № 4 )




ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (Цифра)


Количественное Порядковое

Сколько? Какой?

пять, шесть пятый, шестой


VIII. Работа с учебником. Упр 239 устно.

Найдите в предложении слова, которые можно заменить цифрами. На какие вопросы они отвечают? Какое они имеют значение? (Проверка) Слайд № 5

(Упражнение на первоначальное закрепление материала. Учить применять правила при выполнении упражнения)


IX Физминутка. Слайд 6.

У. Посмотрите в окно далеко – далеко, а теперь переведите взгляд на свои руки, а теперь на потолок и обведите взглядом каждую лампу по очереди.

(упражнение по коррекции зрения)


X. Дидактическая игра на внимание. (Найдите лишнее слово)

Один ученик работает у доски.

Слайд № 7

  1. Седьмой, шестнадцатый, одиннадцать.

  2. Сто, десять, шестой.

  3. Стол, книга, два.


У. Какие слова вы выписали, почему? (Проверка)

(Развитие умения сравнивать и анализировать)


XI. Словарная работа.

У.Запишем предложение.(Работа на доске)

Одиннадцатого марта в школе состоялись соревнования по волейболу.

Какой частью речи является слово одиннадцатого?

Какое это числительное?

Выделите корень. Что такое корень, как его найти?

Почему в слове пишется две НН?

(запись в словарик (один на десяти - один прибавить к десяти. Один + на + дцать = одиннадцать) Слайд № 8

(развитие импрессивной стороны речи (понимание)


XII Орфографическая пятиминутка. (Один ученик работает у доски)

У. Запишем предложение

Есть на свете сто столиц. У столицы есть сто лиц.

У. Найдите слова, которые нужно проверить.

Разгадайте ребус. (Слайд № 9) Проверка


100


Как пишется слово столица, почему? (записать в словарик)

Как пишутся предлоги со словами? (объяснение записи на доске)

Найдите числительные. Какие это числительные? Поставьте вопрос.

(Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях)


XIII. Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Произнося шуточную считалочку, поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а затем со звуком «пи-пи-пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Слайд № 10

Раз – два – шли утята.

Три – четыре за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко – громко запищал:

- Пи-пи-пи – не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!


У. Назовите все числительные, которые есть в этой шуточной считалочке. Поставьте к ним вопросы. Какие это числительные?

(снятие усталости, развитие мелкой моторики)


XIV. Закрепление материала.

1. Два ученика работают у доски, выполняют упр. 240 из учебника. Один ученик выписывает количественные числительные, второй – порядковые. Проверка.

(Коррекционное упражнение по формированию умения работать по алгоритму. Дети работают по опорному конспекту и закрепляют навык работы с ним на конкретных примерах).

Дополнительное задание. Часть учащихся могут выполнить задание быстрее остальных им предлагаются карточки.

В автобус вошли 6 бабушек. 2 из них уступили место. Скольким

бабушкам пришлось стоять? Сколько воспитанных пассажиров

ехало в автобусе?

Ответ: Четырем бабушкам пришлось стоять.

В автобусе ехало два воспитанных пассажира.


2. Разгадай ребус. (Слайд № 12. 13. Проверка) Детям раздаются карточки.


с3ж, по2л, чи100тел, смор1а, во100рг, па3от. во100к

У. Поставьте к числительным вопросы. Какие это числительные?

(развитие образной памяти)

(В зависимости от наличия времени на уроке, задания можно сократить.)


XVI. Работа в группах. (группы по уровням развития) (Слайд № 14)

1 группа. Раздаются карточки.

В рядах букв учеников просят найти «спрятавшиеся» там слова и составить с ними предложения.


Найдите слова и составьте с ними предложения.

ШАКРОДИНТМНИКДОМЧЕВЛНСТОЯЛМЩЬ

ВДВЕЗВНКПКОШКИНУЕКЫМСИДЕЛИНАОСТВ

2 группа. Вспомните и запишите названия сказок, пословиц и поговорок, в которых встречается числительное.

3 группа. Воспользуйтесь учебниками, найдите и выпишите

порядковые числительные.

Отчет групп о проделанной работе. (Слайд № 15)

(Коррекция зрительного вербального анализа, развитие творческих способностей, воспитание умения работать в группах)


XVII. Итог урока.

Вернемся к теме нашего урока

Какова была цель нашего урока?

Мы её достигли?

Какую часть речи называют числительным?

Какие числительные бывают?

Что произойдет с нашей речью, если исчезнут все числительные?


XVIII. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание упр 242 объясняется на примере первого предложения из текста. Первое задание из упражнения выполняет весь класс, второе задание задается индивидуально.


XIX. Оценка деятельности каждого ученика.


XX. Рефлексия. (Слайд № 16)

- понравилась ли вам работать на уроке?

- какие трудности встретились?

- сможете сами определить числительное в тексте?

- сумеете рассказать другим ребятам о числительном?

- как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?










ПРИЛОЖЕНИЕ 1


КАРТОЧКИ


1. Решите задачу, запишите ответ буквами.

В автобус вошли 6 бабушек. 2 из них уступили место. Скольким

бабушкам пришлось стоять? Сколько воспитанных пассажиров

ехало в автобусе?


  1. Разгадайте ребусы.

с3ж, по2л, чи100тел,

смор1а, во100рг, во100к, па3от.



3. Найдите слова и составьте с ними предложения.

ШАКРОДИНТМНИКДОМЧЕВЛНСТОЯЛМЩЬ

ВДВЕЗВНКПКОШКИНУЕКЫМСИДЕЛИНАОСТВ












































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ