Конспект урока по русскому языку "Весна. Упражнения в распознавании 1и 2 склонений имён существительных" 5 класс
Объединенный урок по чтению и русскому языку по теме "Весна. Упражнения в распознавании 1и 2 склонений имён существительных "
Чтение. Тема: Обобщающий урок по теме: «Весна».
Русский язык. Тема: «Упражнения в распознавании 1 и 2 склонений имён существительных»
Цели урока: вспомнить произведения, включенные в раздел, совершенствовать технику чтения;
научить детей различать склонения существительных и правильно называть их; через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость бережного и любовного отношения к природе.
Оборудование: таблица склонений, иллюстрации к произведениям
Ход урока:
Орг.момент
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Слайд 1
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка
- Прочитать строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
- О чём пойдёт речь на уроке?
Слайд 2
Сообщение темы и цели урока.
– Итак, сегодня на уроке мы обобщаем по чтению раздел, в котором будем говорить о весне. А по русскому языку тему нам подскажет стихотворение Я. Акима «Весна, весною, о весне». Давайте прочтём его выразительно. Стр 159-160
- Что мы изучаем на русском языке? (Склонение имён сущ)
- какие склонения изучили? (1и 2 скл)
Записываем число, классная работа, тему урока.
Слайд 3
- На уроке мы постараемся:
1. Подвести итог работы над разделом «Весна».
2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов.
3. Продолжить практиковаться выразительно читать.
4. Проверить свои знания полученные при изучении темы «Склонения имён существительных».
4
III. Работа по теме.
Беседа
Начинаем.
В рощах птичье пение,
А в классе - тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
- Вспомните признаки существительных 1 склонения? 2 склонения?
- Найдите существительные 1 склонения, 2 склонения.
Выпишите их в 2 столбика.
5
6
Проверяем: слайд
Беседа с демонстрацией слайдов «Весна»: «Наступила весна. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда с нетерпением ждут её».
– Знаете ли вы, какой голос у весны? (Ставится музыка Вивальди)
– Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вы попали в лес, на полянку, на речку. Вспомните, какие стихотворения, рассказы мы с вами читали в разделе «Весна»
Дети рассматривают слайды и на листочках вспоминают названия стихотворений
7
3 мин 25 сек
VI. Работа с текстами произведений по теме: «Весна»
- Как называется самый первый рассказ, который мы читали? ( Март)
– О чём рассказывает Г. Скребицкий ?
– С чего начинается весна?
ВЫВОД: Какая первая победа весны происходит в марте? (победа солнца?) Вспомните произведения, из которых вы узнали об этом. Назовите их.
Демонстрируются слайды «Весна». Ученики вспоминают название произведения, автора – Григория Скребицкого «Март».
– Найдите и прочитайте, о каких приметах ранней весны рассказывает автор.
Ученики находят соответствующий отрывок в тексте и зачитывают его. Учитель дополняет ответы детей своим рассказом.
– Первая победа солнца – весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели к нам.
(Следующий слайд А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)
- перед вами репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»
- Какие произведения рассказывают о жизни животных и птиц?
Ученики называют произведение, автора.
– Что же вы узнали о грачах из рассказа Г Скребицкого «Грачи»? Прочитайте о том, где селятся грачи?
- Как ведёт себя ворона? Давайте прочтём.
Физминутка
(Слайд картины «Ледоход»)
- А какие прочитанные произведения напоминает репродукция картины «ледоход»
Ученики называют произведение А.Толстого «Весенние ручьи», «Заветный кораблик», «Гонимы вешними ручьями»
– О какой примете весны говорится в этом рассказе? Прочитайте описание весеннего половодья.
Дополнение учителя: Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление. Вторая победа солнца – весна воды. Вот и паводок – весенний разлив. Напоит вода землю.
– Как вы думаете, какая будет третья, решительная победа солнца? (Весна зелени)
– Строки какого стихотворения можно подписать под этой картиной?
Слайд подснежник Е Серова «Подснежник»
- Какой первый цветок весны? (подснежник)
Ученики читают стихотворение наизусть.
Пересказ сказки
– О весне создано много рассказов, стихотворений. Но есть ещё и сказки. Как называется сказка о весне, которую вы читали? («Весна – красна»)
- Перескажите эту сказку.
- какова мораль этой сказки? (весна всё равно придёт)
Итог: Весна наступает со всех сторон:
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Словесное рисование
- К уроку вы нарисовали иллюстрации к прочитанным рассказам. Расскажите, что вы хотели показать на рисунках. Не забывайте соблюдать правила построения предложений.
- пока вы рассказывали, я составила по вашим рассказам словарь весны.
V. Работа в тетрадях. Творческая работа (на доске) Упражнения на распознавание «склонения существительных».
- Итогом нашего урока будет создание небольшой творческой работы. Мы много говорили о признаках весны, подбирали разные слова, чтобы описать весну, рассматривали пример художественного слова о весне разных писателей и поэтов. А теперь сами попробуем себя в роли писателей.
-Давайте составим несколько предложений о приметах весны. Но сначала вспомним несколько простых правил составления текста. У любого текста есть начало, основная часть и концовка. Все три части должны быть соединены вместе логически и грамматически. Поэтому русский язык и чтение связаны между собой.
- как светит солнышко?
- Что происходит со снегом, природой?
Над землёй всё ярче светит солнышко. Снег начинает медленно таять. Прилетели первые вестники весны - грачи. Зазвенели первые ручьи.
Дети записывают придуманные предложения и выделяют склонение имён существительных и падеж.
VI. Игра «Кто больше?» (стихотворение)
– Весна разбудила Колю Веснушкина. (На доске шуточный портрет мальчика) Он принес вам веселое стихотворение о весне с вопросом: «Что принесла нам ВЕСНА?»
«Что, Весна, ты принесла?»
И ответила Весна:
«Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов, и зябликов,
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И ещё я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки».
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие
В лесу, травка на опушке
И у Коли на носу
Первые веснушки.
- Перечислите, что принесла нам весна?
VI. Итог урока
- Продолжите предложение: На уроке мне запомнилось….
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ