Урок русского языка в 7 классе "Изменения глаголов по временам. Тренировочные упражнения"

Урок русского языка.

Тема урока «Изменение глаголов по временам. Тренировочные упражнения».

Цель урока: - обобщать полученные знания о времени глагола;

- корригировать умение находить глаголы в тексте;

- развивать орфографическую зоркость, творчески способности,

связную речь;

-воспитывать культуру общения на уроке и аккуратность ведения

записей в тетради, расширять словарный запас и развивать кругозор

учащихся.


Оборудование урока: индивидуальные карточки, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Взаимное приветствие.

2.Проверка готовности рабочих мест.

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

3.Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.


- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Кто же этот незнакомец? (Глагол). Слайд 1.

А сейчас давайте проверим домашнее задание.

Распределите слова в три столбика.

Мороз, морозит, морозный, зелень, зеленеет, зелёный, интерес, интересный, интересуется.

-По какому признаку вы распределили слова?

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания о времени глагола. И покажем умения, которые приобрели по этой теме.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа, тема урока – Изменение глаголов по временам (слайд 2).

IV. Работа по развитию речи.

-Ребята, а что такое глагол? (ответы детей)

- Давайте понаблюдаем, какова роль глаголов в нашей речи? (с помощью глаголов изображаются действия, если убрать все глаголы, то исчезнет экспрессия действия – показатель эмоциональности действия). Глагол называет самые разнообразные действия: движение (идти, прыгать, бежать), звучание (шуршать, чирикать), речь (говорить, спрашивать, объяснять), трудовые процессы (рисовать, строить), чувства (грустить, любить, ненавидеть).

Сейчас вам предстоит выполнить задание творческого характера.

1. Составь и запиши предложения с данными словами, добавив глаголы.

Глубокий, ущелье, ручей.

Соседний, крыша, гнездо.

Дальний, болото, клюква. (слайд 3)

(Записать предложения в тетради)

-Разбор предложения по членам.

-Разбор предложения по частям речи.

V. Актуализация знаний по теме.

1. Разгадайте кроссворд.

На доске:

Выражаешь свое мнение, доказываешь, несмотря на неправоту.

Д. Споришь.

У. Относишься с уважением к людям.

Д. Уважаешь.

У. Обратишься к кому-либо с вопросом.

Д. Спросишь.

У. Подвергаешься опасности, риску.

Д. Рискуешь.

У. Мужественно переносишь боль.

Д. Терпишь.

У. Не забываешь о дорогих тебе людях.

Д. Помнишь.(слайд 4)

- К какой части речи относятся записанные слова? ( Это глаголы.)

- А что вы уже знаете о глаголах? (глаголы изменяются по временам)

Глаголы настоящего времени (наст.вр.) показывают, что действие происходит в то время, когда о нём говорят, - момент речи. Что делает? что делают?

Глаголы прошедшего времени (прош.вр.) показывают, что действие происходило раньше. Что делал? что делали?

Глаголы будущего времени (буд.вр.) показывают, что действие будет происходить позже. Что будет делать? Что будут делать? Что сделает? Что сделают?

- Правильно. Глаголы, которые мы будем использовать на уроке, выберем из стихотворных строк удивительного русского поэта. В высказывании о нем использованы все слова из нашего кроссворда.

"Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпеливо сносил жестокую цензуру; всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое; помнил о дорогих ему людях".

Имя этого великого человека подскажет нам кроссворд. Найдите и прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. Кто это? (Пушкин.)

- Это человек, о котором друзья говорили, что его можно слушать вечно.

- Ребята. А вы знаете, что такое пейзаж? (Выслушиваются ответы детей.)

- Если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что пейзаж – это рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

А теперь послушайте, какое объяснение дает поэт Кушнер.

Если видишь – на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется... (Пейзаж.)

- Почему мы говорим о пейзаже в произведениях Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он не писал картины красками на полотнах?

- Он писал их словами, да так образно, что можно представить, увидеть в своем воображении ту красоту природы, которую он видел сам.

2. На доске: (слайд 5 )

Снежные равнины к...врами яркими л...гли.

Но вот уже тр...щ…т м...розы и серебрятся средь полей.

Мч…тся тучи, вьются тучи;

Нев...димкою луна

Осв...щает сне... летучий.

(дети вставляют пропущенные буквы)

Динамическая пауза.

3. Творческая работа.

Учитель читает отрывок из романа "Евгений Онегин", дети следят по тексту, напечатанному на карточках.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.


Найдите и назовите глаголы. (Дети отвечают.)


В форме какого времени они употреблены? ( В основном в форме прошедшего времени.)

- Какой глагол "лишний"? (Идет – это глагол в форме настоящего времени.)

- Попробуйте все глаголы употребить в форме будущего и настоящего времени, не нарушая рифмы и ритма стихотворения.


Придет, рассыплется; клоками

Повиснет на суках дубов;

Ляжет волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов...

- Как думаете, почему Александр Сергеевич употребил глаголы именно в прошедшем времени?

- Пушкин видит приход зимы и описывает, как воспринимает это сам.

4. Работа у доски.

А.С. Пушкин "Зимняя дорога" (слайд 6 )

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.


По дороге зимней, скучной

Тройка борзая ... (летит, бежит, спешит, несется),

Колокольчик однозвучный

Утомительно ... (звенит, бренчит, гремит, тренькает).


-Глаголы, данные в скобках, какие действия обозначают? (действия движения)

Подберите нужный глагол, объясните, почему подобрали именно это слово.

( Подходят слова бежит и гремит)

- Почему колокольчик "гремит"? ( Колокольчик должен греметь, чтобы в зимнюю пургу или метель было слышно, что по дороге кто-то едет.)

-Слушая стихотворение Пушкина, что могли себе представить? Какие картины, образы возникли в вашем воображении.

-Глаголы бежит и гремит в каком времени употреблены? (В настоящем). Поставьте их в прошед.вр., буд.вр. Запишем это в тетрадях.

1 вариант. Гремит(наст.вр.), гремел (прош.вр.), загремит (буд.вр.).

2 вариант. Бежит(наст.вр.), бежал (прош.вр.), побежит (буд.вр.).

5. Игра «Будь внимательным». (задание выполняется устно) (слайд 7)

- Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.

Зарубить на носу – запомнить.

Клевать носом – дремать.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Вставлять палки в колёса – мешать.

Делать из мухи слона – преувеличивать.

Обвести вокруг пальца – обмануть.

Держать язык за зубами – молчать.

VI. Домашнее задание. Слайд 8.

Задание даётся на карточках.

1 группа.

1.В каждой группе слов найдите «лишнее» слово.

приходил зайду выбираю

зашла принесу зажигал

идёт светила расстилает

2. Спишите предложения, подчеркните глаголы одной чертой, сверху запишите время глагола.

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

Рядом курица бежала и посуду увидала.

2 группа.

1.Спишите отрывок из стихотворения Р. Гамзатова, подчеркните глаголы, определите их время.

А речка эта по лугам и склонам

Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,

Звенит, лопочет, скачет по камням. (Р.Гамзатов.)

VII. Итог урока.

Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание вам показалось трудным?

- Мы с вами ещё раз соприкоснулись с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.

-Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела ваши заинтересованные лица, а это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового о глаголе, а я вам в этом помогу. А если у кого - то что - то не получилось - не беда.





























Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат № 7 VIII вида станицы Казанской

Краснодарского края







Урок письма и развития речи в 7 классе










Учитель русского языка

Кузьминых Антонина Леонидовна


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ