Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка



Тема: Имя существительное

Цель: Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного

Задачи:

а) образовательные: закрепить умение учащихся определять грамматические признаки имени существительного;

б) коррекционно-развивающие:

- учить правильному построению предложений;

- развивать связную речь (в устной и письменной формах);

- развивать мышление;

в) воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению, музыке, к родной природе;

г) оздоровительные.

Оборудование: загадки, слова-отгадки, снежинки, наборное полотно, пословица, картина, индивидуальные карточки, диск с музыкальным произведением Вивальди «Зима», фишки.

Структура урока

I. Орг. момент.

II. Повторение. Беседа по вопросам.

III. Основная часть.

- Работа со стихотворением.

- Игра «Снежинки.»

- Работа над пословицей.

IV. Физминутка.

V. Закрепление.

- Работа по картине.

VI. Индивидуальная работа по карточкам.

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока.


Ход урока

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число?

- Какую часть речи мы изучаем?

- Откройте тетради и запишите.

- К какому времени года относится февраль?

- Назовите зимние месяцы.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадки; отгадки запишите в тетрадь.


Загадки:

1. Он самый худенький из всех,

Но все-таки случается,

Что раз в четыре годика

На день он прибавляется.

(февраль)

2. Скатерть бела

Весь мир одела.

(снег)


3. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)


4. Снег на ветках голых,

Отдыхают пчелы,

Поздние восходы…

Что за время года?

(зима)


5. Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит.

(мороз)


Слова-отгадки выставляются учителем на наборное полотно.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Сегодня на уроке тому, кто правильно будет отвечать, я буду давать красивые фишки. В конце урока посчитаем, кто больше их наберет.


II. Повторение. Беседа по вопросам.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Какие бывают имена существительные? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)

- Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам, по падежам)

- Сколько склонений у имен существительных?

- Какие существительные относятся к 1 скл.?

- 2 скл.?

- 3 скл.?


(Учитель читает стихотворение):

Существительных в природе

При любой найдешь погоде.

«Кто?» и «Что?» - вопрос задай

И спокойно отвечай:

Это кукла, это книжка.

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно.

Увлекательно, занятно.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Отвечать оно должно.


- Приведите примеры имен существительных.


III. Основная часть.


Работа со стихотворением.

На доске записано стихотворение:

Зимним днём,

Февральским днём

Мы по улице идём.

К сердцу воина-солдата

На гранит цветы кладём.

(В. Степанов)


- Чтение стихотворения учителем.

- Чтение стихотворения учеником.

- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О Дне защитника Отечества)

- Какого числа мы его отмечаем?

- Кого поздравляем в этот день?

- Спишите стихотворение в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные.

- Разберем существительное «по улице» у доски и в тетради.

«По улице» - улица – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., Д.п.


Игра «Снежинки».

- Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Снежинки не простые. На каждой снежинке записано предложение. Надо найти в нем имена существительные, подчеркнуть их и разобрать одно из них.


1. Побелели от снега поля.

Поля – поле – сущ., нариц., неодуш., с.р., мн.ч., 2 скл., И.п.


2. Тонким льдом покрылась река.

Льдом – лед – сущ., нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п.


3. Ребята поставили кормушки для птиц.

Для птиц – птица – сущ., нариц., одуш., ж.р., 1 скл., Р.п.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.


Работа над пословицей.

На наборном полотне даны слова. Из данных слов надо составить пословицу:

В зимний холод всякий молод.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Запишите пословицу в тетрадь.

- Подчеркните имя существительное, разберите его.

Холод – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., В.п.


IV. Физминутка.


V. Закрепление.

Работа по картине.

- Ребята, посмотрите на картину.

- Какое время года здесь изображено? (зима)

- За что вы любите зиму?

- Послушайте стихи о зиме.

- Послушайте музыкальное произведение Вивальди «Зима».

- Понравилась вам музыка?

- Какую картину зимы вы представили себе?

- Придумайте предложение о зиме.

- Запишите его в тетрадь.


Все деревья покрыты серебристым инеем.

Инеем – иней – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., м.р., 2 скл., Т.п.


VI. Индивидуальная работа по карточкам.

Найти и подчеркнуть имена существительные, разобрать одно из них.

(Проверка с места)


VII. Домашнее задание.

Придумать 5 предложений о зиме. Подчеркнуть в них имена существительные и разобрать в каждом предложении по одному существительному.

VIII. Итог урока.

- Какую часть речи мы изучаем?

- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

- Приведите примеры имен существительных.

- Подсчет фишек. Оценки.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ