Конспект урока на тему «Путешествие в городок Звукинск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №54 «Искорка»» города Набережные Челны РТ
Конспект урока на тему
«Путешествие в городок Звукинск»
выполнила
воспитатель
Гисвайн Валентина Дмитриевна
г. Набережные Челны
2013 год
Цель:
1)Продолжать совершенствовать умение детей проводить звуковой анализ слов (дифференцировать гласные и согласные), используя схемы, выделять в словах ударный звук.
2) Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках и буквах , умение называть слова в начале, середине, конце слова, составлять предложение.
3) Развивать слуховое внимание, фонематический слух, память, логическое мышление.
4) Воспитывать на занятии навыки учебной деятельности.
Материал:
Кукла, буквы-значки: гласные и согласные; картонные домики красного и синего цвета для букв; иллюстрация, где нарисована оса; линейки «абак»; квадратики красного и синего цвета для составления схемы слова.
Методические приемы:
Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация; словесные: поощрение, повторение, указания, вопросы, пояснения, инд-ая работа, подведение итога; наглядные: показ иллюстраций, действий воспитателем и детьми у доски и на местах.
Индивидуальная работа:
С Пашей, упражнять его в определении количества звуков в слове и построении звуковых домиков.
Предварительная работа:
Чтение веселых стихов о буквах, уточнение понятия о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах, словах – друзьях, печатание букв, тренировка в определении места звука в словах и т. д.
Ход НОД:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях кукла, зовут ее Звукознайка. Она приглашает нас в путешествие в городок Звукинск. В этом городе живут ее друзья: удивительные невидимки – звуки. Звукознайка спрашивает: а что вы знаете о звуках.
Дети: Мы их не видим, не пишем, но слышим и произносим.
Воспитатель: Ребята, одни звуки умеют петь, как вы думаете, как их зовут?
Дети: гласные!
Воспитатель: Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать, и в колыбельке Аленку баюкать.
Но не умеют свистеть и ворчать.
А другие звуки петь не умеют, но очень хотят научиться и во всем соглашаются с гласными. Их зовут …(дети подсказывают)
Дети: согласные!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в городе Звукинске дома красные и зеленые. Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки? (На ковролине – домики красные и зеленые).
Дети: В красном домике!
Воспитатель: А в каком живут согласные звуки?
Дети: В синем домике!
Воспитатель: Однажды звуки решили устроить карнавал и сшили себе особые платьица. Все звуки, надев платьица, стали видимыми и превратились в буквы.
Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется это все алфавит.
(Воспитатель показывает детям алфавит).
Воспитатель: Ребята, после карнавала буквы все перепутали свои улицы и дома, давайте вместе со Звукознайкой поможем им добраться до дома.
Игра «Найди букве свой дом».
На столе у воспитателя лежат буквы.
Воспитатель: Ребята, гласные звуки в какой дом проводим?
Дети: В красный домик!
Воспитатель: А согласные звуки?
Дети: В синий домик!
Дети раскладывают в домики гласные и согласные звуки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы дружно помогли Звукознайке. Теперь присаживайтесь на свои места. Звукознайка хочет вам картину показать. (Показывает иллюстрацию). Кто нарисован на картине?
Дети: Оса!
Воспитатель: С какого звука начинается слово «ОСА».
Дети: Звук «О».
Воспитатель: Что можете сказать о звуке «О»?
Дети: Звук «О» гласный.
Воспитатель: Катюша, найди букву «О» и выложи его на доске.
Назовите следующий звук в слове «ОСА». Рамис, найди букву «С» и выложи его на доске. Ребята, назовите последний звук в слове «ОСА». (Дети называют). Паша, найди букву «А» и выложи его на доске. Давайте прочитаем это слово. (Дети читают слово «ОСА»).
- Ребята, Звукознайка хочет поиграть с вами. У нее в сумочке геометрические фигуры: квадраты синего и красного цвета, и у вас такие же фигуры на столах. Нужно выложить из этих квадратов схему слова «ОСА». (Дети работают за столами).
- Вика, какого цвета квадратом обозначила звук «О» и почему?
Вика: Звук «О» я обозначила красным квадратом, так как звук «О» гласный.
Воспитатель: Надя, расскажи, какого цвета квадратом обозначила звук «С» и почему?
- Вадим, каким квадратом ты обозначил звук «А» и почему?
- Настя, покажи Звукознайке схему слова «ОСА» на доске. Понравилось вам играть, теперь отдохнем с вами.
Физминутка.
Дети встают по кругу и вместе с педагогом произносят слова и выполняют движения:
Наш лохматый старый песик у окна сидит.
(Двумя руками изображают ушки и покачивают головой).
Наш лохматый старый песик из окна глядит.
(Рука подпирает голову, покачивания головой)
Бэ, И, эН, Гэ, О - Бинго звать его.
(Поворачиваются друг к другу и играют в «ладушки»)
Воспитатель: Садитесь поудобнее на коврик, ребята. Скажите, какое сейчас время года? Правильно, осень. Давайте мы с вами, составляя предложения, расскажем про осень Звукознайке. (Дети составляют предложения про осень).
- Богдан, сколько слов в предложении, которое ты составил. Назови первое (второе, третье) слово.
- Ребята, Звукознайка тоже составила предложение про осень: Осенью собирают урожай. У каждого из вас на столе лежит линейка «Абак», с помощью этой линейки покажите, сколько слов в предложении, которое составила наша гостья. (Дети работают самостоятельно за столами). Молодцы ребята, сейчас мы с вами отдохнем.
Пальчиковая гимнастика.
Краб ползет по дну
Выставив свою клешню.
(Ладони вниз, пальцы перекрещен. Большие пальцы к себе, ладони передвигаются на пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую)
Воспитатель: Ребята, а где живет краб?
Дети: В море!
Воспитатель: Назовите первый звук в слове «МОРЕ». Наша гостья просит вас придумать слова со звуком «М». (Дети придумывают слова со звуком «М», называя место звука в слове). Ребята, в слове «МОРЕ» какой звук мы произносим более протяжно?
Дети: Гласный звук «О»!
Вос-ль: Вот этот гласный звук «О» называется ударным.
Гимнастика для глаз.
«Зайка».
Зайка вправо поскакал, каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал, каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево, ах какой зайчонок смелый!
Зайка скачет вверх и вниз, ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас, открывать не надо глаз.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в город Звукинск. Скажите, что вам понравилось в этом путешествии? Что запомнилось? Маша, кто тебе понравился сегодня из ребят? Почему? Миша, с чем тебе сегодня трудно было справиться? Паша, что ты хочешь о себе сказать?
Сегодня у нас было чудесное путешествие, и вы все умники и умницы, Звукознайке вы все понравились.
Список использованной литературы
1. Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
2. Управителева Л.В. Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 6 – 7 лет.– Ярославль: Академия развития, 2007.– 272 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ