Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"
Долбунова Елена Владимировна
ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Учитель русского языка
Тема: Имя прилагательное
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме: «Имя прилагательное»
Задачи:
а) Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о части речи «прилагательное»;
- находить прилагательное в предложении;
- определять род, число, падеж имени прилагательного.
б) Коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
- развитие памяти учащихся посредством актуализации знаний;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;
- развитие зрительного и слухового восприятия.
в) Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради;
- воспитывать дисциплину на уроке;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать уважение к труду.
г) Оздоровительные.
Оборудование: домики для существительного и прилагательного, рисунок аквариума и рыбки с предложениями, наборное полотно и пословица.
Структура урока
I. Орг. момент.
II. Повторение.
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание.
V. Итог урока.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались?
- Правильно. Это имя прилагательное. И тема нашего урока «Имена прилагательные».
II. Повторение.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Какое сегодня число?
(Число и тема урока проговаривается по слогам учениками).
- Сегодня мы с вами будем говорить всё об этой части речи – об именах прилагательных.
- Ребята, прочитайте стихотворение, которое записано на доске.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную…
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
(Александр Прокофьев)
- О чём это стихотворение?
- Запишите стихотворение в тетрадь.
- Найдите прилагательные в этом стихотворении и подчеркните их.
- Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (с именем существительным).
- Посмотрите на доску. Вы видите домики, где живут имя существительное и имя прилагательное. (На доске картинки 2-х домиков, между ними река).
- Но вот беда, мост между ними сломан. Мы знаем, что эти части речи – друзья, поэтому надо нам достроить мост.
Учитель предлагает учащимся нарисовать дощечки (брёвнышки), с другой стороны – вопрос.
Каждый учащийся берёт по брёвнышку, отвечает на вопрос и достраивает мостик.
Вопросы:
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
4. Сколько родов у имени прилагательного? Назови их.
5. Сколько чисел у имени прилагательного? Назови их.
6. Сколько падежей у имени прилагательного? Назови их.
- Итак, для чего же нам нужны имена прилагательные? (имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).
III. Закрепление.
- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.
1) - А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь.
Загадки:
Зелёные листочки,
Жёлтые серёжки,
Стоит в лесочке
На белой ножке.
(Берёза)
Говорливый, и журчащий,
И холодный, и блестящий,
Он по камешкам бежит,
В речку дальнюю спешит.
(Ручей)
Круглое, горячее,
Яркое, слепящее.
На весь мир оно глядит,
На себя же – не велит.
(Солнце)
- Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.
2) - А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».
Нужно записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное с разных сторон. (Проверка с места).
Берёза – стройная, кудрявая, высокая.
Ручей – говорливый, журчащий, холодный, блестящий.
Солнце – круглое, горячее, яркое, красное, слепящее.
3) - Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).
- Как определить род прилагательного? (по роду существительного)
- Определите род данных прилагательных.
- Ребята, сколько чисел у имён прилагательных? Назовите их. (ед.ч. и мн.ч.).
- В каком числе стоят данные прилагательные? (В ед.ч.).
- Образуйте от данных прилагательных ед.ч. прилагательные мн.ч. (Устно).
берёзы (какие?) стройные, …
ручьи (какие?) говорливые, …
солнца (какие?) яркие, …
- Ребята, сколько падежей имеют имена прилагательные? Назовите их.
- Просклоняйте прилагательное «стройная» вместе с существительным «берёза».
(Ученик склоняет прилагательное у доски).
- Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного).
- А как определить падеж существительного? (по вопросу).
Физминутка
III. Закрепление (продолжение)
4) - Итак, мы теперь знаем, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Поэтому сейчас мы выполним такое задание.
Из данных слов надо составить пословицу, объяснить её, найти имена прилагательные и определить число и падеж прилагательного.
Чёрная земля белых рук не любит.
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (объяснение пословицы учащимися).
- А вы любите трудиться?
5) Учитель показывает ученикам картину.
- Скажите, что изображено на этой картине? (картина о зимней природе).
- Придумайте предложение по данной картине, в котором будет имя прилагательное.
Учитель приводит свой пример.
Дети придумывают своё предложение, один ученик записывает это предложение на доске.
Задание: определить род, число, падеж имени прилагательного.
6) Самостоятельная работа.
Учитель обращает внимание детей на доску. (На доске прикрепляется рисунок аквариума с рыбками).
- Посмотрите, ребята, на наш аквариум. Он у нас с волшебными рыбками.
- Каждый из вас возьмёт себе по одной рыбке. На рыбке написано предложение, запишите его себе в тетрадь, найдите в нём имя прилагательное и определите род, число и падеж.
(Проверка с места).
IV. Домашнее задание
Придумать 5-6 предложений о весне, чтобы в них были имена прилагательные, и определить их род, число, падеж.
V. Итог урока.
- Итак, ребята, над какой частью речи мы сегодня работали? Как она называется?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ