Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка



Тема: Имя прилагательное

Цель: Обобщение знаний учащихся по теме: «Имя прилагательное»

Задачи:

а) Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о части речи «прилагательное»;

- находить прилагательное в предложении;

- определять род, число, падеж имени прилагательного.

б) Коррекционно-развивающие:

- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

- развитие памяти учащихся посредством актуализации знаний;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

- развитие зрительного и слухового восприятия.

в) Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради;

- воспитывать дисциплину на уроке;

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать уважение к труду.

г) Оздоровительные.

Оборудование: домики для существительного и прилагательного, рисунок аквариума и рыбки с предложениями, наборное полотно и пословица.

Структура урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.


Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Догадались?

- Правильно. Это имя прилагательное. И тема нашего урока «Имена прилагательные».



II. Повторение.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какое сегодня число?

(Число и тема урока проговаривается по слогам учениками).

- Сегодня мы с вами будем говорить всё об этой части речи – об именах прилагательных.

- Ребята, прочитайте стихотворение, которое записано на доске.


Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную…

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.

(Александр Прокофьев)


- О чём это стихотворение?

- Запишите стихотворение в тетрадь.

- Найдите прилагательные в этом стихотворении и подчеркните их.

- Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (с именем существительным).

- Посмотрите на доску. Вы видите домики, где живут имя существительное и имя прилагательное. (На доске картинки 2-х домиков, между ними река).

- Но вот беда, мост между ними сломан. Мы знаем, что эти части речи – друзья, поэтому надо нам достроить мост.

Учитель предлагает учащимся нарисовать дощечки (брёвнышки), с другой стороны – вопрос.

Каждый учащийся берёт по брёвнышку, отвечает на вопрос и достраивает мостик.

Вопросы:

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

4. Сколько родов у имени прилагательного? Назови их.

5. Сколько чисел у имени прилагательного? Назови их.

6. Сколько падежей у имени прилагательного? Назови их.

- Итак, для чего же нам нужны имена прилагательные? (имена прилагательные делают нашу речь ярче, украшают её).




III. Закрепление.


- Ребята, мы вспомнили, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего оно служит в речи.

1) - А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны и отгадайте их. Отгадки запишите в тетрадь.

Загадки:

Зелёные листочки,

Жёлтые серёжки,

Стоит в лесочке

На белой ножке.

(Берёза)


Говорливый, и журчащий,

И холодный, и блестящий,

Он по камешкам бежит,

В речку дальнюю спешит.

(Ручей)


Круглое, горячее,

Яркое, слепящее.

На весь мир оно глядит,

На себя же – не велит.

(Солнце)


- Назовите прилагательные, которые имеются в загадке.


2) - А сейчас мы поиграем в игру «Допиши прилагательное».

Нужно записать рядом с существительным подходящее по смыслу прилагательное, которое характеризует данное существительное с разных сторон. (Проверка с места).

Берёза – стройная, кудрявая, высокая.

Ручей – говорливый, журчащий, холодный, блестящий.

Солнце – круглое, горячее, яркое, красное, слепящее.


3) - Ребята, с какой частью речи согласуется имя прилагательное? (С именем существительным).

- Как определить род прилагательного? (по роду существительного)

- Определите род данных прилагательных.

- Ребята, сколько чисел у имён прилагательных? Назовите их. (ед.ч. и мн.ч.).

- В каком числе стоят данные прилагательные? (В ед.ч.).

- Образуйте от данных прилагательных ед.ч. прилагательные мн.ч. (Устно).


берёзы (какие?) стройные, …

ручьи (какие?) говорливые, …

солнца (какие?) яркие, …


- Ребята, сколько падежей имеют имена прилагательные? Назовите их.

- Просклоняйте прилагательное «стройная» вместе с существительным «берёза».

(Ученик склоняет прилагательное у доски).

- Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного).

- А как определить падеж существительного? (по вопросу).


Физминутка


III. Закрепление (продолжение)


4) - Итак, мы теперь знаем, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Поэтому сейчас мы выполним такое задание.

Из данных слов надо составить пословицу, объяснить её, найти имена прилагательные и определить число и падеж прилагательного.


Чёрная земля белых рук не любит.


- Запишите пословицу в тетрадь.

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (объяснение пословицы учащимися).

- А вы любите трудиться?


5) Учитель показывает ученикам картину.

- Скажите, что изображено на этой картине? (картина о зимней природе).

- Придумайте предложение по данной картине, в котором будет имя прилагательное.

Учитель приводит свой пример.

Дети придумывают своё предложение, один ученик записывает это предложение на доске.

Задание: определить род, число, падеж имени прилагательного.


6) Самостоятельная работа.

Учитель обращает внимание детей на доску. (На доске прикрепляется рисунок аквариума с рыбками).

- Посмотрите, ребята, на наш аквариум. Он у нас с волшебными рыбками.

- Каждый из вас возьмёт себе по одной рыбке. На рыбке написано предложение, запишите его себе в тетрадь, найдите в нём имя прилагательное и определите род, число и падеж.

(Проверка с места).


IV. Домашнее задание

Придумать 5-6 предложений о весне, чтобы в них были имена прилагательные, и определить их род, число, падеж.


V. Итог урока.

- Итак, ребята, над какой частью речи мы сегодня работали? Как она называется?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ