Конспект урока русского языка в 8 классе «Сопоставление разделительных Ъ и Ь»

Урок русского языка в 8 классе.

Тема «Сопоставление разделительных Ъ и Ь».

Учитель: Имайкина М.Р.


Цели:

Коррекционно-образовательные: углубить и расширить знания учащихся о ъ и ь и их употребление на письме; формировать навык владения орфограммой; научить сопоставить ъ и ь;

Коррекционно-развивающие: концентрировать внимание на материале урока путем постановки познавательных задач; выработать орфографическую зоркость; развивать умение работать с опорными схемами;

Коррекционно-воспитательные: формировать аккуратность при выполнении письменных работ, интерес к предмету.



Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории (слайд 1). Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться. ( слайд2 )


-Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково?

- (Ъ и Ь)

- Совершенно верно. Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ь, а вторая лаборатория изучает слова с разделительным Ъ( слайд3).

3. Новая тема.

( Работа в группах. Учитель читает стихотворение.)

- Не чересчур ли ты добряк?-

Так знаку мягкому промолвил твердый знак.

- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак мягкий твердому на это отвечал.

- Ты тверди груб, как суковатый дуб.

Давным –давно пора, как букву ять тебя из азбуки из азбуки изъять!..

- Друзья ! Ваш разговор – никчемные слова-

Услышав этот спор, сказала буква А.

- вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.


- Что общего и чем интересны эти буквы? В чем их различие? На эти вопросы мы найдем ответы, проведя исследование. ( Каждая группа получает задания , слайд 4)

1 группа 2 группа

Съезд объяснить соловьи бьется

Подъем съежился друзья шьют

Съемка подъехать платье вьюга

Объявление предъюбилейный судья обезьяна

Детям раздаются опорные схемы:



Разделительный мягкий знак

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я


Платье серьёзный

Ручьи обезьяна




Разделительный твердый знак

Пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я

Подъезд предъюбилейный

Подъём объяснение



Команды готовятся к выступлению по плану:

  • В какой части речи находится Ь (Ъ);

  • Перед какими буквами стоит Ь (Ъ);

  • Для какой цели служит Ь (Ъ);


( Учитель заслушивает выступления детей, а затем на экране появляется схема (слайд 5)).

  1. Закрепление.

1) - Вы прекрасно справились с теорией. А сейчас займемся практической работой. Вы будете получать новые слова. (На экране записаны слова. Слайд 6).

- Первая группа образовывает слова с разделительным Ь, а вторая группа – с разделительным Ъ.

1 группа 2 группа

Полет- обели –

Семя - обели –

Коля - сёмка –

Уля - обедать -


(Взаимопроверка).


2) – Настоящие ученые должны быть не только творческими, но и очень наблюдательными. Выпишите из стихотворения слова с Ъ в один столбик, а с разделительным Ь во второй столбик.(слайд 6)


Все вокруг об_ яты страхом:

Раз_яренный людоед

Об_явил, что с_ест сегодня

Замечательный обед.

В сверх_естественной тревоге

Всё звер_ё уносит ноги.

Даже нес_едобный ёжик

С_ёжился от страха тоже.

Раз_яренный людоед

Мигом с_ел мешок конфет,

Закусил печен_ем плотно.

Он от_явленный злодей,

Но совсем не ест животных

И не трогает людей.

(Дети правильно выполнившие задание по очереди выходят к доске и записывают по одному слову с разделительным Ь и Ъ, объясняя их написание по опорным схемам).

- Какие наблюдения вы сделали? Что нам подсказывают разделительные Ь и Ъ?


3) – Поставьте на своё место разделительные Ь и Ъ, объясняя их написание.(слайд 7)


Чтобы рыбку сеееесть, надо в воду лезть.


Чует кошка ч ё мясо с ела.


Зимой с ел бы грибок, да снег глубок.


5. Итог урока.

- Вспомните стихотворение, которое я прочитала вам в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. мы закончили наше исследование и указали Ъ и Ъ их законные места. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах.

- Не путайте и вы их, ребята !

6. Рефлексия.

- Я сегодня узнал….

- Оцените себя, на какую отметку вы работали.

7. Домашнее задание.


Дифференцированный тест( выберите понравившееся задание и выполните опираясь на опорные схемы).



1.Задания завышенной трудности:

1.Подбери синонимы. 1.Образуйте и запишите имена прилагательные с разделительным Ъ.

Еда - ________________

Подъем - __________________

Поезд - ______________________


2.С помощью приставок образуйте и запишите слова.

Ест – об_________, за__________.

Ясность – раз________________, по_________________.


3.Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ и противоположными по значению.

Приезд гостей - ______________________________________.

Спуск с горы - _______________________________________.

Соединить концы - ___________________________________.

Уехать от здания - ______________


2.Задания средней сложности: (проверить умения правильно писать слова с разделительным Ъ)

1. Вставь, где надо, разделительный Ъ.

Со.единение, под.езд, с.емка, за.явка, об.явление, у.ехать, под.ем, от.езд, п.юре, с.ыграть, с.ежиться, п.ятерка, с.ездить, от.ыграть, по.ездка.


2. Найти и зачеркни в словах ошибки.

Выезд, переъезд, везд, проъезд, приезд.

Вьюга, сезд, объезд, обявление, объяснение.


3. Вставь пропущенные буквы и раздели слова для переноса.

Об.яснил задачу, остановились у под.езда, п.ет м.локо, п.д.езжали к дому, с.емка фил.ма.


3.Задания слабой сложности: (повторить правило правописания разделительного Ъ и умение опознать нужную орфограмму)


1.Вставь в правило пропущенные слова и буквы.

Разделительный ъ пишется после _______________________, оканчивающихся на согласный, перед гласными ____________.


2.Выдели в словах приставку, оканчивающихся на согласный, и разделительный ъ.

Соединение, подъезд, съемка, заявка, объявление, уехать, подъем, отъезд, пюре, сыграть, съежиться, пятерка, съездить, отыграть, поездка.


3. Выдели в словах приставку, оканчивающихся на согласный, и вставь разделительный Ъ.

Под.езд, с.емка, об.явление, об.яснение, в.езд, с.ел, с.ездить, в.ехали, об.едки, под.емный.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ