Конспект урока по русскому языку 3 класс "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне"
Русский язык
СЛОВО
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В КОРНЕ
Урок 12.
Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
1. Словарный диктант (слова на с. 35).
2. Введение в раздел и тему урока.
– Прочитайте название раздела на с. 39.
– Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11).
– Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.)
– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...)
– Прочитайте тему (§ 2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.)
– Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)
3. Повторение изученного о корне слова.
– Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
(С. Бондаренко)
– Запишите отгадку.
Ученики записывают: корень.
– О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.)
– О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень.
Ученики делают графическое обозначение корня.
• Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова.
Главная мысль – в двух последних строчках.
Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова:
Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.
• Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением.
Образец записи:
Свет, светлый, светло... (кроме с ветки).
Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.)
– Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.)
– Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.)
– Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
1 3 3 4
1. Постановка учебной проблемы.
• Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39).
Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:
Свет, свеча, освещение.
Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.
Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)
• Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)
– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие нового знания.
• Поиск решения.
Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).
После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:
– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)
– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)
– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.
– Какой звук был исходным, основным? ([г])
– А каким он заменился? ([ж//з])
На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:
Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж].
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – [г//ж//з].
3. Работа над определением.
– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.
Вопросы после чтения:
– Что такое закон языка?
– Что такое чередование согласных звуков?
– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])
– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])
– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1 5 4 2 1
Работа по учебнику.
• Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)
– Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.
2. П Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.
Деятельность учеников:
– Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
– Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
© ООО «Баласс», 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ