Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имен существительных, оканчивающихся на шипящий" 3 класс
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I) Организационный момент.
II) Словарная работа.
- С какой целью проводим?
- Прочитайте слова. ( Слайд №1).
- Что общего в словах?
- Чем различаются слова?
- Спишите слова, вставляя
пропущенные буквы.
Обозначьте орфограммы.
- Проверяем, используя
простой карандаш. ( Слайд №2).
Лист самоконтроля.
III) Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.
- Как вы думаете, мягкий знак в
словах может выполнять еще
другую работу?
- Сегодня на уроке мы узнаем еще
об одной работе мягкого знака.
- Запишите слова в столбик:
ночь, ключ, ложь.
- Я увидела, что вы написали так.
( Слайд №3).
- Задание было одно?
- А как оно выполнено?
- Почему так вышло?
- Чего мы еще не знаем?
- Какой вопрос возник?
- Какая будет тема урока?
- Уточните тему. (Слайд№4).
IV) Организация наблюдений
учащихся по новой теме.
- Давайте выясним, когда
мягкий знак на конце имен
существительных после
шипящих пишется, а когда
нет.
- Прочитайте слова. ( Слайд №5).
- Проверьте, все ли слова
являются именами
существительными.
- Проверьте, все ли
существительные
оканчиваются на шипящие
звуки.
- Какие у вас есть предположения о
написании мягкого знака?
- Так, все с этим согласны?
- Как проверить?
- Выпишите в 1 столбик слова с ь, а
во 2 – без ь.
- Определите род у
существительных.
- Проверьте. ( Слайд №6).
- Сделайте вывод.
- Сверьте свой вывод с
выводом в учебнике. Прочитайте.
- Есть ли что-то в правиле, чего мы
не сказали?
- Какие имена существительные
учит писать правило?
(Работа в парах).
- Сделайте схему. (Слайд№7).
- Проверка.
V) Физминутка.
- Если на слайде появится существительное ж.р.- хлопаем, а если существительное м.р.- приседаем. ( Слайд№8).
VI) Закрепление изученного
материала.
1) (Комментированное письмо).
- Вернемся к заданию, где у вас
возникла проблема. ( Слайд №3).
- Как правильно напишем слова: ночь, ключ, ложь.
- Какую работу выполняет мягкий
знак на конце имен существительных после шипящих?
2) (Самостоятельная работа).
- Работа по карточке.
- Проверьте. ( Слайды№9, 10).
- Почему в слове плащ на конце нет
ь?
- Почему в слове снегирь есть ь?
- Написание ь на конце всегда зависит от рода
существительного?
- А от чего зависит написание ь на конце существительного?
- А когда написание ь на конце всегда зависит от рода существительного?
- Лист самоконтроля.
- Составьте и запишите предложение, используя слова по теме урока.
VII) Итог урока
- Когда у существительных, с шипящими на конце пишется ь?
- Лист самоконтроля.
-Домашнее задание.
Т_традь, п_льто, к_ньки,
к_ртоф_ль, в_р_бьи,
к_рабль, кр_стьяне,
в_скр_сенье.
1) Словарные слова;
2) пропущены безударные
гласные;
3) имена существительные;
4) в каждом слове мягкий
знак.
1) В ед. и во мн. числе;
2) одуш. и неодуш. имена
существительные;
3) ролью ь: - раздел. Ь;
- показатель
мягкости.
Лист самоконтроля
1.
Умею писать словарные слова без ошибок.
?
ноч – ночь
ключ – ключь
лож - ложь
- Да.
- По- разному.
- Не знаем.
- Не знаем, нужно ли писать ь на конце.
- Нужно ли писать на конце слов мягкий знак.
- Мягкий знак на конце слов.
Тема: Мягкий знак на конце имен
существительных после шипящих.
Рожь, глушь, ёж, врач,
ночь, лещ, вещь, камыш.
- Да, так как отвечают на
вопросы – кто? что?
- Да, [ ж, ш, ч, щ ] шипящие.
г
и
п
о
т
е
з
ы
1) Неодуш. сущ. - ь,
Одуш. сущ. – без ь.
( Но: камыш )
2) [ ч, щ ] – ь,
[ ж, ш ] – без ь. (Но: рожь)
3) ж.р.- ь, м.р.- без ь.
ж.р. м.р.
рожь ёж
глушь врач
ночь камыш
вещь лещ
- У имен существительных
ж.р. на конце после
шипящих пишется ь, а на
конце существительных
м.р. нет.
- Да:
1) имена существительные с шипящими на
конце должны быть в ед.ч.;
2) мягкий знак показывает, что имена
существительные ж.р..
- Имена существительные с шипящими на
конце в ед.ч..
Ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
?
ноч – ночь
ключ – ключь
лож - ложь
- Ночь (ж.р.), ключ (м.р.), ложь (ж.р.).
- Он указывает, что существительное ж.р..
(карточка)
1) Подчеркни существительные с шипящими на конце.
Дочь, помощь, связь, прорубь, морковь, мелочь, печь, степь.
2) Вставь у существительных мягкий знак, где это необходимо. Укажи род.
Снегир_, туш_, рож_, молодёж_, плащ_.
- Плащ (м.р.)
- Мягкий знак выполняет другую работу – он показывает мягкость.
- Нет.
- От его работы.
- Когда на конце существительного в ед.ч. стоит шипящий.
Лист самоконтроля
2.
Умею находить существительные с шипящими на конце.
3.
Умею определять род у существительных.
Лист самоконтроля
4.
Понимание темы /________________/
5.
Какие трудности остались __________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»
Открытый урок
по русскому языку
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
3 класс
Учитель: Гарбузова Ирина Игоревна
Г. Нефтеюганск
Задачи:
углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (на конце существительных после шипящих – ь – показатель женского рода);
развивать умение сравнивать, делать выводы;
воспитывать умение самоконтроля.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ