Конспект урока по русскому языку "Согласные звуки [м], [м’], буква М. Упражнения в чтении и письме" 1 класс
Цицилина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
г. Краснодар, МБОУ лицей №90
Обучение грамоте, 1 класс
«Школа 2100»
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. – М.: Баласс, 2012.
Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. Тетрадь для печатания. – М. : Баласс, 2012.
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буква М. Упражнения в чтении и письме.
Цель: познакомить уч-ся с согласными звуками [м], [м’], буквой М; упражнять в чтении и письме слогов, слов с буквой М.
Планируемый результат: познакомиться с согласными звуками [м], [м’], буквой М; поупражняться в чтении и письме слогов, слов с буквой М.
Задачи
Воспитательная: уметь договариваться при возникновении разных точек зрения, при решении проблемы.
Развивающая: уметь составлять алгоритм изучения пары согласных звуков и буквы, их обозначающей; уметь доводить начатое до логического завершения.
Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом при помощи внутренней и внешней речи.
Оборудование: презентация к уроку (9 слайдов), видеодиск («Мультипликационные времена года с тётушкой Совой», цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы» А. Валевского), алгоритм-план (плакат), планшеты для моделирования букв, фишки для обозначения звуков (красные, синие, зелёные)
Этапы урока
Ход урока
I. Организационный этап
Слайд 1.
- Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ΙI. Актуализация знаний
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Какие согласные звуки мы изучали на прошлом уроке? Какая буква их обозначает?
– Давайте вспомним алгоритм изучения пары согласных звуков и буквы, их обозначающей?
Составление плана урока.
Слайд 2.
План (примерный)
Знакомство с новыми звуками и буквой.
Звуко - буквенный анализ слов.
Чтение слогов и слов с буквой.
Знакомство с написанием печатной буквы
Печатание слогов, слов и предложений.
Чтение предложений и текста.
- Мы сегодня будем работать по данному алгоритму.
– Что нового мы узнаем сегодня? (Познакомимся с новыми звуками и буквой).
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- А для чего это нам необходимо?
III. Постановка учебной задачи и пути её решения
Первичное усвоение новых знаний
Постановка темы и цели урока
Первичная проверка понимания
Знакомство с новыми звуками и буквой.
- Ребята, поднимите руку, кто любит смотреть мультфильмы?
- Я предлагаю вашему вниманию отрывок из известного мультфильма (1-2 мин).
Слайд 3.
Просмотр отрывка из мультфильма.
- Как называется мультфильм? («Маша и медведь»)
- Кто из героев вам нравится и почему? Как Маша называет медведя в мультфильме? (Миша).
Звуко - буквенный анализ слов.
– Маша. Произнесите 1-й звук в слове, дайте характеристику звука.
[м] – согласный, звонкий, твёрдый.
- Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Синюю)
– Миша. Дайте характеристику 1-го звука.
[м’] – согласный, звонкий, мягкий
- Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Зелёную)
Аналогично проводится работа с остальными звуками в словах. Получаем модели слов (выкладывают фишки).
- Что вы заметили? Чем отличаются слова?
- А какой буквой обозначим звуки [м], [м’]? (Буквой М).
Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)
Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Обозначаем буквой М.
– Давайте завершим схему - «человечка». (Буква М обозначает звонкие согласные звуки [м], [м’] – на голове рисуем колокольчик. Один башмачок закрашиваем синим, другой – зелёным цветом, так как буква М обозначает два звука – [М] твёрдый и [М’] мягкий.)
Слайд 4.
- Найдите букву М на ленте букв. У неё есть пара?
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е.Тарлапан
- Из каких элементов состоит буква М?
- На что похожа буква М?
- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О звуках [м], [м’] и букве М)
Тема урока.
- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с согласными звуками [м], [м’], буквой М; упражняться в чтении и письме слогов, слов с буквой М.
Работа в группах (по 4 чел.)
- Придумайте слова на букву М.
Фронтальная проверка.
Просмотр видеоролика о букве М.
Слайд 5.
Определение позиции звука в словах.
ФИЗМИНУТКА
Применение нового знания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Первичное закрепление
Чтение слогов и слов с буквой.
Слайд 6.
чтение слогов
Прибежал веселый А, почитали дети – … ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – …мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
Слайд 7.
4.Знакомство с написанием печатной буквы
Анализ печатных букв.
Моделирование буквы на планшетах при помощи резинок (см.фото).
Самопроверка по эталону. Слайд 8. (Далее закрыть экран).
Работа в тетради для печатания (с. 19). (Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. тетрадь для печатания. – М. : Баласс; Школьный дом, 2012).
Печатание буквы М
5.Печатание слогов, слов.
Работа в тетради для печатания (с. 40).
Образование и печатание слогов с буквой М.
№ 40. Вставьте пропущенные слоги в словах.
Самостоятельная работа (2 мин)
Эталон для самопроверки на доске.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком слове ошибки?
- В чём причина?
Самооценка.
ФИЗМИНУТКА
6. Чтение слов, предложений и текста с буквой
2) чтение слов в учебнике с.78
1-й столбик слов:
– Прочитайте самые длинные имена. (Марина, Максим). Почему вы так решили?
- Прочитайте имена, состоящие из одного слога. (Марк).
- Прочитайте имена, состоящие из двух слогов. (Мила, Максим).
- Какое имя запишем в алфавитном порядке первым? (Максим).
- Прочитайте все имена мальчиков. Подчеркните опасное место.
- Прочитайте все имена девочек. Что подчеркнём?
- С какой буквы написаны все данные слова? Почему? А как мы напишем имена героев нашего мультфильма?
2 -й столбик слов:
- Прочитайте 1-е и 2-е слово. Что заметили? (Гласный заменили, значение слова изменилось).
- Прочитайте 3-е и 4-е слово. Сравните. (Добавили в 4-е слово согласную букву. Значение слова изменилось).
3 -й столбик слов:
- Прочитайте про себя все слова столбика. Что их объединяет?
Словарная работа (по учебнику, использование толкового словаря).
- Прочитайте слово, которое называет четырёхструнный музыкальный инструмент. (Скрипка).
- Упругая нить из металла или капрона, которая натягивается в музыкальных инструментах – что это? (Струна.) Где вы могли видеть струны?
- В слове струна замените гласную у на гласную а. Прочитайте это слово. (Страна). Как называется страна, в которой вы живёте?
- Просмотрите оставшиеся столбики слов на стр.78. подчеркните слова с удвоенными согласными буквами. Есть ли что-то общее в значениях слов сумма и сумка? А сума и сумка?
Чтение оставшихся столбиков слов.
Работа в парах.
Составление тематических групп слов (названия животных, продуктов питания, имена людей).
Проверка.
– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Чтение предложений и текста.
Работа с текстом В. Берестова (c. 79).
1) Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.
– Что можно представить, когда читаешь заголовки?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста про себя.
б) Выявление первичного восприятия.
– Какие картины представили?
– Красиво?
Слайд 10.
в) Обобщающая беседа.
– О каком времени года идёт речь в тексте? (В тексте описывается лето.)
– Такой текст называется текстом-описанием.
– О каких признаках лета идёт речь? Прочитайте.
– Назовите, какие действия совершают земляника, кастрюли, август?
– Какие моменты лета описывает автор?
– Докажите.
– Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Подтвердились ли наши предположения?
– Как вы считаете, иллюстрации нарисованы ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)
Читают по обзацам.
– Прочитайте текст, стараясь передать настроение автора, представляя картины, им нарисованные.
Выразительное чтение.
3) Работа с текстом после чтения.
– С кем хотел поделиться своим впечатлением автор?
– А зачем?
– Нравится ли автору летнее время года, когда природа цветёт и плодоносит?
– Из каких слов, предложений текста вы это поняли?
в) Повторное чтение текста.
3) Работа с текстом после чтения.
– Что вы сможете рассказать друзьям о прочитанном?
– Что мы сейчас делали? (Читали текст.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
Просмотр отрывка видеофильма «Лето» из «Мультипликационные времена года с тётушкой Совой» (цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы» А.Валевского).
Обсуждение увиденного.
IV. Информация
о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание (по желанию, творческое)
- Нарисовать свою картину летней природы к стихам В. Берестова.
V. Рефлексия
(итог урока)
- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили на уроке? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Расскажите по алгоритму, чему научились на уроке.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Источники информации:
Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь». Методические рекомендации для учителя/ Под научной ред. Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 2011.
Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
Иллюстрации, мультфильм «Маша и медведь», аудио/видеофайл «БукваМ» Интернет

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ