Конспект урока по русскому языку "Согласные звуки [м], [м’], буква М. Упражнения в чтении и письме" 1 класс

Цицилина Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

г. Краснодар, МБОУ лицей №90

Обучение грамоте, 1 класс

«Школа 2100»

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. – М.: Баласс, 2012.

Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. Тетрадь для печатания. – М. : Баласс, 2012.


Тема: Согласные звуки [м], [м’], буква М. Упражнения в чтении и письме.


­Цель: познакомить уч-ся с согласными звуками [м], [м’], буквой М; упражнять в чтении и письме слогов, слов с буквой М.


Планируемый результат: познакомиться с согласными звуками [м], [м’], буквой М; поупражняться в чтении и письме слогов, слов с буквой М.


Задачи

Воспитательная: уметь договариваться при возникновении разных точек зрения, при решении проблемы.

Развивающая: уметь составлять алгоритм изучения пары согласных звуков и буквы, их обозначающей; уметь доводить начатое до логического завершения.

Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом при помощи внутренней и внешней речи.


Оборудование: презентация к уроку (9 слайдов), видеодиск («Мультипликационные времена года с тётушкой Совой», цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы» А. Валевского), алгоритм-план (плакат), планшеты для моделирования букв, фишки для обозначения звуков (красные, синие, зелёные)


Этапы урока

Ход урока

I. Организационный этап

Слайд 1.

- Ну – ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

ΙI. Актуализация знаний











Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.





Какие согласные звуки мы изучали на прошлом уроке? Какая буква их обозначает?

Давайте вспомним алгоритм изучения пары согласных звуков и буквы, их обозначающей?

Составление плана урока.

Слайд 2.

План (примерный)

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

  2. Звуко - буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов с буквой.

  4. Знакомство с написанием печатной буквы

  5. Печатание слогов, слов и предложений.

  6. Чтение предложений и текста.


- Мы сегодня будем работать по данному алгоритму.

Что нового мы узнаем сегодня? (Познакомимся с новыми звуками и буквой).

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- А для чего это нам необходимо?

III. Постановка учебной задачи и пути её решения




















Первичное усвоение новых знаний









Постановка темы и цели урока






Первичная проверка понимания

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

- Ребята, поднимите руку, кто любит смотреть мультфильмы?

- Я предлагаю вашему вниманию отрывок из известного мультфильма (1-2 мин).

Слайд 3.

Просмотр отрывка из мультфильма.

- Как называется мультфильм? («Маша и медведь»)

- Кто из героев вам нравится и почему? Как Маша называет медведя в мультфильме? (Миша).

  1. Звуко - буквенный анализ слов.

Маша. Произнесите 1-й звук в слове, дайте характеристику зву­ка.

[м]согласный, звонкий, твёрдый.

- Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Синюю)

Миша. Дайте характеристику 1-го звука.

[м’]согласный, звонкий, мягкий

- Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Зелёную)

Аналогично проводится работа с остальными звуками в словах. Получаем модели слов (выкладывают фишки).

- Что вы заметили? Чем отличаются слова?

- А какой буквой обозначим звуки [м], [м’]? (Буквой М).

Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. Обозначаем буквой М.

Давайте завершим схему - «человечка». (Буква М обозначает звонкие согласные звуки [м], [м’] – на голове рисуем колокольчик. Один башмачок закрашиваем синим, другой – зелёным цветом, так как буква М обозначает два звука – [М] твёрдый и [М’] мягкий.)

Слайд 4.

- Найдите букву М на ленте букв. У неё есть пара?

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е.Тарлапан

- Из каких элементов состоит буква М?

- На что похожа буква М?


- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О звуках [м], [м’] и букве М)

Тема урока.

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с согласными звуками [м], [м’], буквой М; упражняться в чтении и письме слогов, слов с буквой М.

Работа в группах (по 4 чел.)

- Придумайте слова на букву М.

Фронтальная проверка.


Просмотр видеоролика о букве М.

Слайд 5.

Определение позиции звука в словах.


ФИЗМИНУТКА

Применение нового знания




























Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону








Первичное закрепление
































  1. Чтение слогов и слов с буквой.

Слайд 6.

  1. чтение слогов

Прибежал веселый А, почитали дети – … ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – …мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме


Слайд 7.

4.Знакомство с написанием печатной буквы

Анализ печатных букв.

Моделирование буквы на планшетах при помощи резинок (см.фото).

Самопроверка по эталону. Слайд 8. (Далее закрыть экран).

Работа в тетради для печатания (с. 19). (Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. тетрадь для печатания. – М. : Баласс; Школьный дом, 2012).

Печатание буквы М


5.Печатание слогов, слов.

Работа в тетради для печатания (с. 40).

Образование и печатание слогов с буквой М.

40. Вставьте пропущенные слоги в словах.

Самостоятельная работа (2 мин)

Эталон для самопроверки на доске.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком слове ошибки?

- В чём причина?

Самооценка.

ФИЗМИНУТКА

6. Чтение слов, предложений и текста с буквой

2) чтение слов в учебнике с.78

1-й столбик слов:

Прочитайте самые длинные имена. (Марина, Максим). Почему вы так решили?

- Прочитайте имена, состоящие из одного слога. (Марк).

- Прочитайте имена, состоящие из двух слогов. (Мила, Максим).

- Какое имя запишем в алфавитном порядке первым? (Максим).

- Прочитайте все имена мальчиков. Подчеркните опасное место.

- Прочитайте все имена девочек. Что подчеркнём?

- С какой буквы написаны все данные слова? Почему? А как мы напишем имена героев нашего мультфильма?

2 -й столбик слов:

- Прочитайте 1-е и 2-е слово. Что заметили? (Гласный заменили, значение слова изменилось).

- Прочитайте 3-е и 4-е слово. Сравните. (Добавили в 4-е слово согласную букву. Значение слова изменилось).

3 -й столбик слов:

- Прочитайте про себя все слова столбика. Что их объединяет?

Словарная работа (по учебнику, использование толкового словаря).

- Прочитайте слово, которое называет четырёхструнный музыкальный инструмент. (Скрипка).

- Упругая нить из металла или капрона, которая натягивается в музыкальных инструментах – что это? (Струна.) Где вы могли видеть струны?

- В слове струна замените гласную у на гласную а. Прочитайте это слово. (Страна). Как называется страна, в которой вы живёте?

- Просмотрите оставшиеся столбики слов на стр.78. подчеркните слова с удвоенными согласными буквами. Есть ли что-то общее в значениях слов сумма и сумка? А сума и сумка?

Чтение оставшихся столбиков слов.

Работа в парах.

Составление тематических групп слов (названия животных, продуктов питания, имена людей).

Проверка.

Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)


Чтение предложений и текста.

Работа с текстом В. Берестова (c. 79).

1) Работа с текстом до чтения.

Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию.

Что можно представить, когда читаешь заголовки?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста про себя.

б) Выявление первичного восприятия.

Какие картины представили?

Красиво?

Слайд 10.

в) Обобщающая беседа.

О каком времени года идёт речь в тексте? (В тексте описывает­ся лето.)

Такой текст называется текстом-описанием.

О каких признаках лета идёт речь? Прочитайте.

Назовите, какие действия совершают земляника, кастрюли, август?

Какие моменты лета опи­сывает автор?

Докажите.

Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Подтвердились ли наши предположения?

Как вы считаете, иллюстрации нарисованы ко всему тексту или к определённой части? (Нет, не ко всему тексту.)

Читают по обзацам.

Прочитайте текст, стараясь передать настроение автора, пред­ставляя картины, им нарисованные.

Выразительное чтение.

3) Работа с текстом после чтения.

С кем хотел поделиться своим впечатлением автор?

А зачем?

Нравится ли автору летнее время года, когда природа цветёт и плодоносит?

Из каких слов, предложений текста вы это поняли?

в) Повторное чтение текста.

3) Работа с текстом после чтения.

Что вы сможете рассказать друзьям о прочитанном?

Что мы сейчас делали? (Читали текст.)

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

Просмотр отрывка видеофильма «Лето» из «Мультипликационные времена года с тётушкой Совой» (цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы» А.Валевского).

Обсуждение увиденного.

IV. Информация

о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание (по желанию, творческое)

- Нарисовать свою картину летней природы к стихам В. Берестова.


V. Рефлексия

(итог урока)

- Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили на уроке? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Расскажите по алгоритму, чему научились на уроке.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?




Источники информации:



  1. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь». Методические рекомендации для учителя/ Под научной ред. Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 2011.

  2. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя/Сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Иллюстрации, мультфильм «Маша и медведь», аудио/видеофайл «БукваМ» Интернет

8



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ