Конспект урока по русскому языку на тему: Развитие речи. Сочинение на тему «Зима в моем городе»
Матина Алина Леонидовна
КГУ сш № 5 г. Петропавловск
Учитель начальных классов
Тема урока: Развитие речи. Сочинение на тему «Зима в моем городе».
Цель урока: развивать связную речь учащихся, а так же умение писать сочинения по опорным словам.
Задачи урока:
- создать условия для развития устной и письменной речи через: формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста;
- развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь;
- способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…) Что же будет предметом нашего разговора, вы сейчас узнаете.
А в нашем городе зима,
И всё до краешка земли
В хрустящем сахаре.
Многоэтажные дома,
Как ледяные корабли,
Стоят на якоре.
И льётся с неба молоко,
И тонет улица в снегу
Неторопливая.
Неудержимо и легко
По снегу белому бегу
К тебе, родимый город мой!
- О чем это стихотворение? Верно, это стихотворение о зимнем городе. Задача нашего сегодняшнего урока написать сочинение- описание на тему - «Зима в моем городе».
3. Вводная беседа
Учитель: Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?
Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы)
- В начале урока я прочитала вам стихотворение. К какому типу речи оно относятся? (Описание, так как в них называются признаки зимнего города)
Описание – тип речи, главная особенность которого - изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.
- Знакомы ли вы с этим видом сочинения? Верно, а кто помнит, по какой теме мы работали в прошлый раз? Верно, мы описывали лису.
-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.
4.Развитие речи.
1) Работа по картинам.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь у нас вывешены картины известных авторов, а так же обычные картинки о зиме (Учитель называет картину, и ее автора).
- На всех картинах у нас нарисована зима, давайте устно опишем эти картины что на них изображено?
- Обратите внимания на природу, как выглядит зимний город?
- А как выглядят люди зимой, во что одеты?
- Сравните эти картины между собой, в какой из них больше гармонии и спокойствия?
- Давайте составим несколько красноречивых предложений по этим картинам.
2) Работа по карточкам.
Учитель: - Сейчас я вам раздам карточки в этих карточках пропущены слова . Ваша задача подобрать подходящие по смыслу слова и вписать их в карточку.
Сразу за осенью к нам в гости приходит __________ зима. Зима в наших краях очень ______________. Зима приходит не одна, она берет с собой своих помощников - __________________ вьюгу,__________________ метель, и _____________ буран.
Так как зима очень_________________ время года, люди переодеваются в _____________ вещи. Для детей это ______________ время года, так как можно поиграть в снежки, и просто поваляться на _________________ снегу.
- Давайте прочитаем, что же у нас получилось.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
3) Работа над планом.
Учитель: Давайте теперь составим план по которому мы будем работать.(Учитель записывает его на доске)
- В первой части нашего сочинения вам будет необходимо описать зиму. Какая она, какие изменения в природе происходят с наступлением зимы, и так далее.
- Во второй части вам необходимо описать наш город. Как он преображается с приходом зимы. Как люди реагируют на приход зимы.
- И в третьей части вы должны высказать свои чувства и эмоции по отношению к зимнему городу.
4) Подбор опорных слов.
Учитель: А сейчас давайте подберем опорные слова для нашего сочинения.
Давайте подберем слова синонимы к слову зима для того чтобы не повторяться.
К слову зима: волшебница, чародейка, красавица, морозная.
- Какие еще слова помощники мы можем использовать? Какая у нас зимой природа: сказочная (деревья), спящая, восхитительная.
- Подберем прилагательные к слову город, те которые ближе к нашей теме:
Снежный,( говорят что снег это серебро – значит город какой?) серебряный, зимний.
- Сейчас я вам прочитаю несколько сочинений. Послушайте внимательно.
Зима в моем городе
Наступила зима. Уже середина января. Сегодня ясный зимний день, солнце светит ослепительно ярко. Вокруг все белым-бело: мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Снег повсюду: на скамейках, на крышах домов, на деревьях. Деревья стоят в снегу, словно яблони в цвету. Белые-белые. И только кое-где виднеются красные гроздья рябины. Под рябинами много птичьих следов. Шоссе сбросило с себя белоснежный наряд, и кажется, что дорога черной змеей извивается между высокими домами в белоснежных шапках. Люди куда-то спешат, оставляя на снегу цепочки своих следов, которые переплелись между собой. А ребята с радостными криками спускаются на санках с холма: им и в мороз весело. А снег блестит на солнце, искрится и переливается. Я люблю свой зимний город.
Зима в моём городе.
В наш город пришла зима. Закружила она метелями. Расписала стёкла в окнах необыкновенными узорами. Засыпала улицы белым снегом.
Холодно взрослым. Они поднимают воротники и стараются побыстрее пробежать по улице по своим взрослым серьёзным делам. А ребятне всё нипочём! Так весело скатиться с горки на санках со своим другом! А снежки! А лыжи!
Я иду по аллее городского парка. Под ногами хрустит снежок, а вокруг тихо падают большие белые хлопья. Так красиво вокруг!
Я люблю свой родной город!
5.Практическая работа.
Учитель: Нам предстоит описать зимний город так, как видит его каждый из вас, выразить своё отношение к нему, и всё это при помощи слов. Пусть речь ваша будет точной, правильной, красивой. Приступаем к написанию сочинения.
6.Итоги урока.
Учитель: - Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- Какая часть речи помогает нам наиболее точно описать свои эмоции?
Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ