Конспект урока по русскому языку направленный на формирование у младших школьников этнокультурной идентификации

Конспект урока по русскому языку направленный на формирование у младших школьников этнокультурной идентификации.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с терминами «одушевленные» и «неодушевленные» имена существительные.

Задачи:

Предметные: содействовать формированию представлений у учащихся об одушевленности и неодушевленности предметов и их роли в языке; развитию умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов); закреплению правил красивого письма; обогащению и уточнению словаря учащихся; воспитанию внимательного отношения к слову, сознательного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Формирование личностных УУД – положительного отношения к занятиям русским языком на основе россиеведческого материала.

Метапредметные:

УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: поиск необходимой информации в различных источниках; контроль и оценивание процесса и результата деятельности.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование: картинки предметов, учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинки предметов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Проверка готовности урока

2. Повторение правил посадки

3. Постановка учебных задач

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

  1. Каллиграфическая работа

- Дети, для чего нужно красиво и правильно писать?

- А что значит красиво писать?

- Прежде чем мы начнем писать разомнем нашу руку.

- Поставьте руку на стол выполняем упр. «слон качает головой»

- теперь сделаем упражнение «кошечка умывается»

- и последнее упражнение «курочка клюет зернышки»

- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Работа с пословицей: Родной край – сердцу рай.

- Дети что записано на доске? (пословица)

-Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Как вы думаете, с какой целью создавал пословицы русский народ? (Пословицы создавались для того, чтобы отразить все стороны жизни русского народа.)

- Пословица - это широкое произведение, обобщенное различными явлениями жизни, имеет назидательный характер, заставляет нас рассуждать.

- Приведите еще примеры пословиц о родине.

- Запишите данную пословицу в тетрадь.

  1. Словарно орфографическая работа

- А теперь отгадайте загадку.

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -…(Картина)

Это дети словарное слово, вот с ним мы и будем работать.

Как вы понимаете толкование этого слова? (Картина, произведение живописи, обладающее законченным характером)

- На какой слог падает ударение? (на второй)

- Какие слоги безударные? (1-й и 3-й)

- Где мы можем сделать ошибку? (в первом слоге)

- Запишем теперь это слово в тетрадь

- Подчеркнем букву, в которой можем сделать ошибку, поставим ударение

- Придумайте предложение с данным словом. (Художник нарисовал картину)

-Картины каких художников вам известны? (Шишкина, Айвазовского, Васнецова, Врубеля, Малевича)

4. Определение и формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

- А теперь посмотрите на картинки.

- Что на них изображено? (берёза, самовар, балалайка, казак, князь, мать с ребенком).

- Какие предметы сейчас практически не используются? (самовар, печь, князь).

- Значение каких слов вам не известно?

- Какое из данных слов относится к устаревшим и почему? (Князь, казак)

- Кого так называли? (Князь, глава феодального монархического государства или отдельного политического образования; казак в различные времена обладавший самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики) 

- Как в старину называли мать и ребенка? (матушка, дитя)

  1. Актуализация опорных знаний.

- А на какие вопросы у нас отвечает эта группа слов? (Кто? Что?)

Ребята, к какой грамматической группе слов все слова относятся?

(слова, которые называют предметы)

- На вопрос кто, отвечают слова, которые называют людей и животных.

- А на вопрос что, все остальные слова, которые не называют людей и животных

- Дети посмотрите, что вы можете еще сказать об этих словах?

- По какому ещё признаку можно распределить слова на две группы? (одушевленности и неодушевленности)

- Дети так какая тема сегодняшнего урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные»)

- А чему мы будем учиться на уроке?

Работа с учебником и постановка цели и задач урока.

- Прочитайте название темы в учебнике. Какова же цель урока?

_ Какие задачи мы будем решать на уроке? Определите , опираясь на материалы учебной книги.

Мотивация: - Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Нужны ли нам знания по данной теме в практике жизнедеятельности?

  1. Первичное усвоение новых знаний:

а) работа над грамматико-орфографическим правилом;

- Откройте учебник на с.47 прочитайте информацию на « Страничке для любознательных».

- Почему эта часть речи получила такое название?

Прочитайте правило на с. 48 

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?,

- Прочитайте правило на с.51.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?

б) упражнения для закрепления (работа по учебнику)

-Выполним с комментированием упр.85. стр.50

Подберите к каждой группе неодушевленных имён существительных еще по 2 слова. Запишите их.

Инструменты: (что?) топор,…

Обувь: (что?) сапоги,…

Явления природы: (что?) вьюга,…

Растения: (что?) крапива,…

Посуда: (что?) тарелка

- Обозначьте в словах ударения.

- Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

ФИЗМИНУТКА.

Раз, два, три – весело шагайте.

Раз, два, три – ноги поднимайте.

Раз, два, три – потянитесь дружно.

Раз, два, три – сели и привстали.

Раз, два, три – ручками похлопали.

Раз, два, три – ножками потопали.

7. Первичное закрепление полученных знаний

- Давайте теперь выполним задание по группам.

- Я раздам каждой группе разные картинки.

Вам необходимо раскрасить только те предметы, которые одушевленные.

На картинках: сундук, младенец, тройка, гусли, печь

- Назовите данные предметы.

- Какие слова на картинках вам не знакомы? (гусли)

- Играют сейчас на таком инструменте или нет?

- Какие предметы мы практически сейчас не используем?

- Где мы можем увидеть данные предметы? (в музеях, на концертах, в театрах)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

упр. 86, стр. 51. Выпишите из текста сначала одушевленные имена существительные, потом неодушевленные. Перед каждым именем существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.

9. Рефлексия

- На следующих уроках мы продолжим делать открытия об грамматических группах слов

10. Итог урока

-Что вам понравилось на уроке?
- Что нового узнали на уроке?9щ86н

Продолжите фразы

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- С каким словарным словом познакомились?

- С какими правилами познакомились?
















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ